Найти в Дзене
Деньги-деньги

Рекламные уловки: почему мы соглашаемся на невыгодные кредиты

«Рекламу можно определить как деятельность, отключающую сознание человека на время, достаточное для того, чтобы вытянуть из него деньги». Стивен Ликок
«Рекламу можно определить как деятельность, отключающую сознание человека на время, достаточное для того, чтобы вытянуть из него деньги». Стивен Ликок

До начала 20 века реклама воспринималась как произведение искусства, чей успех и эффективность воздействия на покупателя, могли зависеть исключительно от креативности ее создателя. Все изменилось в 1901 году, когда Уоллет Дилл Скотт, доцент психологии Северо-Западного университета, выступил с лекцией «Роль психологии в рекламе» перед членами чикагского клуба «Агейт». В тот день искусство отошло на второй план – на авансцену вышла наука. Значимость психологии в рекламе Скотт объяснил просто: «Реклама должна оказывать определенное воздействие на сознание потребителей. В широком смысле психология – это наука о сознании».

Обладая необходимыми знаниями о закономерностях поведения и особенностях мышления человека, можно манипулировать сознанием потребителя, а также оказывать воздействие на его выбор. Даже в таком серьезном вопросе, как выбор финансовых продуктов (банковский вклад или кредит), реклама оказывает на нас колоссальное влияние. Всего за 30 секунд рекламный видеоролик может сформировать у зрителя завышенные оценки рекламируемого товара или услуги. Находясь под воздействием рекламы, мы действуем иррационально и принимаем финансово невыгодные решения.

Существует огромное количество рекламных техник, способных повлиять на наше сознание и склонить к выбору рекламируемого продукта. Мы рассмотрим техники, которые применяются в рекламе кредитов и займов.

«Известная личность»

Реклама с участием знаменитости способствует формированию доверия к финансовой организации, благодаря ассоциации с имиджем и репутацией известной личности. Когда популярный артист говорит нам с экрана, что банк «N» самый надежный, порядочный и у него самые выгодные кредиты, мы склонны больше доверять такой информации, т.к. воспринимаем ее не просто как рекламу, а как рекомендацию от знакомого нам человека.

«Пробел информации»

Для того чтобы повлиять на наш выбор, не нужно много рассказывать о выгоде, иногда стоит просто помолчать (в нужное время и в нужном месте), тогда мы сами «додумаем» недостающую информацию, которую наше сознание воспримет как достоверную. Например, незаконченную фразу: «Самый низкий процент по кредиту…», мы дополним: «… по сравнению с кредитами других банков», хотя, имелось в виду: «… по сравнению с другими кредитами нашего банка».

«Вне фокуса»

Милый сюжет про семью, которая решила все свои проблемы с помощью кредита, затем на экране появляется низкая процентная ставка, а голос за кадром призывает воспользоваться выгодным предложением. Кредит действительно кажется выгодным, а вы заметили еще что-нибудь? Как правило, внизу экрана, представлена информация о дополнительных условиях по кредиту. Такой выбор расположения важной информации не является случайным - она оказывается вне фокуса взгляда зрителя, поэтому потребитель пропустит сведения, которые могут изменить его мнение о привлекательности кредита.

«Замена неприятной информации на приятную»

С помощью этой техники можно закамуфлировать высокую стоимость займа. Если вместо годовой процентной ставки по займу сообщить ежедневную ставку, то даже самое невыгодное предложение можно превратить в весьма заманчивое. Согласитесь, что 0,3% в день звучит лучше, чем 110% годовых.

Помните, что реклама оказывает на нас большое влияние. Не спешите с выводами и принятием решений. Полную и достоверную информацию о финансовом продукте из рекламы получить сложно. Не стесняйтесь задавать вопросы о непонятных и неоднозначных условиях сотрудникам финансовых организаций, добивайтесь исчерпывающих объяснений. Будьте внимательны к цифрам. Переводите процентные ставки к годовому исчислению 0,3% в день = 110% в год.