Прилетели мы в Афины поздно, сразу поехали в отель. Утром проснулись, смотрим – льет дождь, а небо все в тучах. От дождя надо прятаться в музей, туда и отправились. Благо, что до музея Акрополя от нашего отеля рукой подать, не зря же отель называется Acropolis Museum Boutique Hotel.
Музей этот довольно новый, открыт в 2009 году, расположен он в очень современном здании со стеклянными прозрачными стенами. Причем здание музея построили на колоннах, чтобы не повредить археологические находки на месте музея. Местами пол стеклянный, можно посмотреть на сохранившиеся фрагменты старого квартала.
В музее выставлены древние ценности, найденные во время раскопок на Акрополе. Самые интересные экспонаты, на мой взгляд, это сохранившиеся от храма Эрехтейона подлинные кариатиды – статуи женщин, заменявшие колонны.
На третьем этаже выставлены мраморные украшения Парфенона. Весь скульптурный декор Парфенона экспонируется таким образом, чтобы показать, где первоначально каждая архитектурная деталь находилась на храме, причем с тем же расположением по сторонам света.
Здесь выставлены как подлинные детали, так и скопированные с оригиналов, вывезенных из Греции и выставленных теперь в Британском музее в Лондоне и в других музеях мира.
Британец лорд Элджин целых десять лет с 1802 по 1812 годы вывозил в Англию украшения Акрополя, которые потом даже получили название "мраморы Элгина". Делал он это с разрешения турецкого султана незадолго до обретения Грецией независимости.
После избавления от османского ига греческий народ потребовал вернуть исторические ценности. Великобритания объясняла свой отказ вернуть вывезенное тем, что Греция все равно не сможет должным образом хранить и содержать мраморы. Теперь уже и современнейший музей, не хуже Британского, в Афинах построен, а воз, вернее мраморы Элгина, и ныне там – в Лондоне. И это несмотря на возмущение не только греческого народа, но и британской общественности. Причем, первым высказал свое недовольство именно англичанин – лорд Байрон, который упрекал Элджина в разорении Акрополя еще по горячим следам.
Музей стоит посетить хотя бы для того, чтобы увидеть оригинальные мраморные скульптуры и барельефы, когда-то украшавшие Акрополь и его храмы. На самом Акрополе подлинные только крупные детали, такие как колонны и портики. Весь декор храмов – это копии.
Когда мы вышли из музея, дождь уже заканчивался. Решили подняться на Акрополь.
Прошли мимо Одеона Герода Аттика. Одеон – это театр, построенный в 165 году нашей эры по примеру древнегреческого театра. А Герод Аттик – известный философ, мыслитель и оратор, очень богатый человек. Театр этот он построил в честь своей покойной жены. В теплое время года здесь проводится Афинский фестиваль. Там даже выступал балет нашего Большого театра.
От Одеона ведет дорожка вверх к площадке с кассами и далее к Пропилеям. Очевидцы пишут, что дорожки, отполированные миллионами ног, очень скользкие. Я боялась, что убьёмся – мало того, что они и так скользкие, а тут еще и мокрые. Оказалось, что нет, не скользко. То ли камни не скользкие, когда мокрые, то ли подошвы наших кроссовок не подвели.
Пропилеи – это ворота, парадный проход с портиками и колоннами. Построены в 432 году до нашей эры.
Рядом с Пропилеями на выступе скалы стоит храм Ники Аптерос. Ника (победа) – это одно из воплощений богини Афины, Аптерос – бескрылая. То есть, это храм Афины в образе бескрылой победы. По легенде, крыльев ее лишили афиняне, чтобы победа никогда не покидала их город.
На Акрополе древний храм Афины и другие сооружения были еще в VIII веке до нашей эры (в музее выставлены найденные при раскопках фрагменты тех зданий). Во время персидских войн, в первой половине V века до нашей эры, все те здания были разрушены до основания. Поэтому после победы над персами афинский народ решил возвести новые храмы, лучше прежних. Весь Акрополь стал единым мраморным ансамблем, который построили довольно быстро во второй половине V века до нашей эры. Например, Парфенон строили десять лет с 447 до 437 года до нашей эры, и еще около пяти лет ушло на скульптурное украшение храма. Строительство велось под руководством Перикла – отца афинской демократии, а главным скульптором и архитектором был великий Фидий.
Поднявшись по ступеням Пропилеев, мы очутились перед Парфеноном. Редкий случай, когда там нет народа. Всех распугал дождь и холодный ветер. Зато какое небо! Красота!
Парфенон – храм, посвященный Афине Парфенос (парфенос - девственница). В центре его стояла огромная статуя Афины в одеждах из настоящего золота. А еще там хранилась казна города. Белоснежное здание было построено целиком из мрамора. Парфенон оставался храмом богини Афины не протяжении тысячи лет, а потом еще почти тысячу лет был христианским. А в XV веке, когда османы завоевали Афины, Парфенон превратили в мечеть. Во время турецко-венецианских войн в конце XVII века турки в Парфеноне устроили пороховой склад. При обстреле храм, простоявший более двух тысяч лет, взорвался.
Рядом с Парфеноном находится Эрехтейон, названный так по имени мифического героя Эрехтея. Храм не такой величественный, но, тем не менее, это самый главный храм культа богини Афины на Акрополе. Именно здесь находилась древнейшая деревянная скульптура богини, на которую каждые четыре года во время Панафинейских празднеств надевали новый священный пеплос (специальную одежду). Эти празднества были очень важными для афинян. В последний день праздника проводилось величественное шествие, которое завершалось передачей Афине нового пеплоса. Такое шествие изображено на мраморном фризе по всему периметру целлы Парфенона.
Уникальное украшение храма – шесть кариатид, поддерживающих южный портик. Слегка согнутая нога каждой девушки передает торжественный шаг культовой процессии.
У подножия южного склона холма находится театр Диониса. Здесь уже в конце VI века до нашей эры проходили первые в истории театральные представления.
С холма Акрополя открываются изумительные виды, но об этом я расскажу в одной из следующих статей.
Про храм Афины в Линдосе на греческом острове Родосе читайте здесь.
Все фотографии из личного архива.