7 марта жители индонезийского острова Бали отметили 1941 год по индуистскому календарю. Мне довелось присутствовать на новогодних праздниках балийцев и пережить вместе с местным населением столь значимые для них дни.
Парад чудищ
Накануне балийского нового года по всему острову проходят красочные парады Ого-Ого. Команды, представляющие местные коммуны, университеты, а порой даже работников предприятий заранее готовят изящные чучела, олицетворяющие злых духов и персонажей индийского эпоса. Впоследствии куклы сжигают, а в месте с ними, как считают местные, сгорают все несчастья и беды. 6 марта на балийских парадах представили около пяти тысяч чучел.
Перемещают фигуры на руках. В зависимости от размера чучела для его передвижения необходимо от нескольких человек до пары десятков. Фигуры порой бывают столь внушительных габаритов, что их транспортировка превращается в настоящее испытание. Некоторые чучела были выше расположенных вдоль дороги электрических столбов, поэтому во время парада неоднократно приходится оттягивать провода с помощью длинного шеста.
По достижении трибуны с членами жюри несущая фигуру команда начинает раскачивать свое чучело и вращать его из стороны в сторону. Таким образом, зрители могут лучше рассмотреть творения участников парада и ощутить их устрашающее естество. Порой команды трясли свои чучела с таким усердием, что фрагменты фигуры отлетали в сторону зрителей, тем самым вызывая у публики неподдельный восторг и радостные возгласы.
"По окончании парада жюри выберет лучшее чучело, после чего его отвезут на кладбище и сожгут", – рассказал один из ответственных за соблюдение порядка на церемонии в городе Нуса-Дуа. Отмечается, что в зависимости от региона церемония Ого-Ого может отличаться. "В некоторых частях Бали после парада принято сжигать чучело на месте проведения парада. В других – лучшая фигура отправляется не на костер, а в музей", – добавил он.
Парад Ого-Ого началася около 18:00 по местному времени и длился более четырёх часов. Если к моменту открытия церемонии среди зрителей заметно выделялись туристы европейской внешности, то ближе к середине мероприятия их становилось разительно меньше. “Что-то они явно затянули”, – слышались в толпе возмущенные возгласы русскоязычных туристов. Однако индонезийцев нисколько не волновала “затянутость” праздника. Казалось даже, что они рады уходу туристов, мешавших низкорослым балийцам наблюдать за долгожданным парадом.
Центральные улицы городов Бали на несколько часов погружаются в праздничную атмосферу. Кажется, что все разговоры только о церемонии. "А ты слышал, что в Куте [один из курортных городов острова Бали] на параде участвуют чучела-роботы, которые передвигаются самостоятельно?" – доносится увлеченный возглас работника местного супермаркета. "Как же они будут сжигать этих роботов?" – отвечают ему.
Подготовка к Новому году
В первые сутки нового года – Ньяпи или же "дня тишины" – верующие балийцы постятся, не выходят из домов и медитируют. С 6 утра на протяжении 24 часов популярный у туристов остров погрузился в молчание и тьму. Магазины, рестораны и даже аэропорты прекращают свою работу. На острове также перестает вещать телевидение и отключают мобильный интернет.
Местные традиции накладывают отпечаток и на представителей других конфессий. В частности, туристам запрещено покидать пределы своих гостиниц, а также оставлять включенным свет в помещениях. В противном случае патрулирующие улицы правоохранители могут оштрафовать нерадивого путешественника или даже отвести в полицейский участок.
В связи с этим в преддверии Ньяпи в продуктовых магазинах образуются очереди из туристов, скупающих необходимые для выживания в этот день атрибуты: алкоголь и лапшу быстрого приготовления. Тем не менее рестораны в некоторых гостиницах продолжают свою работу. “Я исповедую индуизм и во время Ньяпи должна сидеть дома и предаваться медитации и молитвам. Однако в этом году мне выпало дежурство… Ничего не поделаешь, такая у меня работа. В следующем году будет дежурить кто-то другой”, – рассказала сотрудница одного из местных отелей.
Тьма накрыла ненавидимый духами остров
Балийцы считают, что пребывание в медитации без еды, воды и света помогает человеку привести свою душу в гармонию с природой. Таким образом они очищаются и вступают в новый год обновленными. Среди местного населения также ходят поверья, что в первый день года на Бали спускаются злые духи, и именно поэтому необходимо затаиться в своих домах и выключить весь свет. Ведь тогда духи никого не увидят и отправятся восвояси ни с чем.
Как бы то ни было, пребывание на Бали в период новогодних праздников если не заставит погрузиться в медитацию, то так или иначе поспособствует размышлениям о духовном. С октября по март на Бали сезон дождей, и пребывание в практически полной темноте под шум льющейся воды и пения птиц не оставит никого равнодушным. Ко всему прочему приходят воспоминания о предновогоднем параде Ого-Ого, и шелест листвы от дуновений ветра невольно напоминает о злых духах, которыми так богата местная культура.
Порой воображение может разыграться до такой степени, что становится по-настоящему страшно. В перерывах между ливнем в воздухе воцаряется хоровое завывание представителей местной фауны, которое в голове трансформируется в инфернальный рёв.
Духи засыпают. Просыпается Бали.
И вот завершается Ньяпи, и вместе с тем пробуждается остров. Преобразившиеся балийцы вновь выходят на улицы. “Очень хорошо, что вчера почти весь день лил дождь. Это замечательный знак: очищение было действительно сильным”, – радостно рассказал один из местных жителей.
Рабочая суета вернулась на балийскую землю ещё не в полной силе. “Рестораны и бары уже открылись, однако многие предприятия всё ещё не работают”, – объясняют балийцы. На улицах всё ещё видны следы минувших торжеств. Близ жилых домов встречаются чучела, которые так и не попали в костёр.
После дня молчания балийцы отправляются в индуистские храмы, идут в гости к близким или же выходят с семьёй на прогулку. Несмотря на то, что Бали считается “островом тысячи храмов” повальный наплыв верующих индуистов привел к пробкам на дорогах. “Обычно в это время дороги свободны, однако сегодня многие отправились в индуистские храмы. Поэтому поездка на машине займёт больше времени, чем планировалось”, – сообщил водитель балийского такси.
На данный момент численность населения Бали превышает четыре миллиона человек, более 80% из которых исповедуют индуизм. Для Индонезии, где около 90% жителей мусульмане, данный остров является уникальным.
В XIII-XV веках на архипелаге усилилось влияние ислама, что способствовало переселению на Бали многих деятелей культуры с острова Ява. Бали стал своеобразной крепостью доисламских традиций Индонезии, и остается ею до сих пор. В частности, балийский календарь основан на традиционном яванском летоисчеслении.