Найти тему

Часто-задаваемые вопросы про разработку сайтов и ответы на них

Оглавление

За более чем 10 лет работы в сфере разработки сайтов, и в качестве фрилансера и в качестве наемного сотрудника и как директора веб-студии у меня сформировались интересные ответы на вопросы, которые задают практически все клиенты. Разумеется речь тут пойдет только о вопросах, которые не имеют однозначного и конкретного ответа, но с которыми каждый день сталкиваются представители нашей сферы деятельности. Итак, поехали!

1. Сколько стоит сайт?

На этот вопрос можно ответить конкретной цифрой только в случае понимания того, что именно нужно клиенту. На стоимость сайта влияет множество факторов, таких как: функционал сайта, система управления (CMS), объем контента, шаблонный или уникальный дизайн, необходимые интеграции, многоязычность, возможности масштабирования и развития в будущем, методы продвижения, сроки, контент, и многое-многое другое.

Совет для Заказчиков: определите для себя сумму, которую вы готовы потратить на разработку и составьте хотя бы поверхностное описание того, что вы в целом хотите получить. В таком случае вы сможете получить от подрядчиков более конкретные предложения, сравнить их между собой и не выглядеть очередным некомпетентным человеком в их глазах.

Совет для Подрядчиков: помните, что ваши клиенты не стали бы к вам обращаться, если бы сами хорошо разбирались в вопросе. Поэтому — не стоит сразу записывать их в список глупых людей. Постарайтесь объяснить тонкости процесса, и, вы сделаете лучше не только для себя, но и для рынка в целом. Образование клиентов — наше общее дело!

2. Сколько будет делаться сайт?

Здесь ситуация очень похожа на ситуацию со стоимостью, но добавляется еще больше неопределенности. На длительность разработки сайта очень сильно влияет организационный процесс, в рамках которого происходит обмен документами, согласование промежуточных результатов, внесение правок, предоставление контента, с его предварительной подготовкой и т.д. Каждый этап может затянуться на любое время, при этом никакой договор зачастую не спасет ни одну из сторон.

Совет для Заказчиков: если для вас критична дата запуска проекта (например, у вас на носу выставка) — дайте Подрядчику конкретную дату запуска, даже с некоторым запасом, и пропишите данный момент в Договоре, но при этом, со своей стороны обеспечьте максимально-оперативную приемку работ, предоставление контента и бюрократические моменты. 99% разработчиков сайта не считают и никогда не будут считать время, не являющееся процессом разработки рабочим, и если с вашей стороны процесс будет слишком долгим — своевременного результата вы никогда не добьетесь.

Совет для Подрядчиков: донесите до Заказчика, что вы оцениваете только сам срок разработки и вы никак не можете повлиять на остальные процессы, которые от вас не зависят. Не подписывайтесь под конкретные даты, старайтесь брать на себя обязательства только по длительности, без учета времени, которое потребуется на приемку, правки, согласования и т.д. Также обязательно пропишите максимальный срок предоставления правок и кол-во их итераций, после которого результат будет считаться принятым автоматически. Разумеется, с учетом внесения всех правок!

3. Когда у меня будут клиенты (лиды, обращения) с сайта?

Очень скользкий вопрос. Во-первых, разработка сайта и его запуск никак напрямую не связаны с появлением у вас клиентов. Без трафика, который может обеспечиваться большим кол-вом способов (SEO, SMM, контекстная реклама, таргетинговая реклама и т.д.) — сайт никаких клиентов приводить не может и не будет. А трафик сам-по-себе также не появится, за исключением поискового, но и для него нужно приложить некоторые усилия (об этом в другой раз).

Правильным ответов на этот вопрос будет — когда сайт будет запущен , будут настроены каналы трафика и проведена их оптимизация (редко кому-либо удается сразу настроить эффективный трафик).

Но есть одно НО! Если информация на вашем сайте (товары, услуги, статьи и т.д.) мало кому нужны (или вообще никому не нужны) — то ожидать чудес не стоит. Разработчики в этом никак не виноваты, это вопрос к вам или к вашим маркетологам.

Совет для Заказчиков: прежде чем делать сайт, нацеленный на продажи ("продающий сайт") — убедитесь в том, что на это есть спрос, а у вас есть бюджет на трафик (SEO, SMM, рекламу). Без этого ваш сайт не будет нести никакой пользы ни вам, ни кому-либо еще.

Совет для Подрядчиков: если вы занимаетесь продвижением — сразу донесите до Заказчика информацию об этом. Если вас поймут и вы будете давать результаты — вы получите долгосрочного клиента, который с рекламы принесет вам денег куда больше чем с разработки. Если же нет — найдите надежных партнеров, которые эти услуги оказывают и передайте их контакты Заказчику.

4. Когда мой сайт будет в ТОПе поисковиков?

Наверное, самый неоднозначный, но при этом — частый вопрос.

В 2019 году ТОПы поисковых систем — довольно условная "штука". Уже несколько лет выдача персонализируется для каждого отдельного пользователя в каждый момент времени, и зависит она от более чем сотни параметров. Если ваш сайт по запросу "пластиковые окна" на первом месте у вас, это не значит, что он же будет на первом месте у вашего соседа, и уж тем более у вашего друга из другого города.

ТОП — штука, на которую нельзя влиять напрямую. Вы не можете прийти в Яндекс и купить первую строчку (официально), ваши "продвиженцы" и разработчики не могут вам гарантировать первую строчку, потому что во-первых, выдача персонализированная, во-вторых, потому что продвижением сайтов занимаются и ваши конкуренты, и в-третих, потому что поисковики постоянно меняют свои алгоритмы.

Любой, кто четко даст вам ответ на вопрос — шарлатан, который просто хочет срубить с вас денег. Результата он вам не даст.

Совет для Заказчиков: если хотите каким-то образом понимать эффективность работы ваших подрядчиков по продвижению — просто отслеживайте динамику роста переходов из поиска по нужным поисковым фразам и эффективность этих переходов.

Совет для Подрядчиков: не стесняйтесь отвечать правду. Многие клиенты по несколько лет платили за SEO огромные деньги, оплачивая ссылки и тексты, и получая стабильные результаты, они просто привыкли, но это уже прошлое.

5. А можно сделать быстрее/дешевле?

Можно, но: