Найти в Дзене

Опере «Евгений Онегин» - 140 лет. История, основанная на любви.

Вершиной оперных исканий раннего Чайковского стал «Евгений Онегин», к работе над которым он приступил весной 1877, а последняя точка в партитуре была поставлена в начале следующего, 1878 года. 17 (29) марта 1879 года состоялась премьера «Евгения Онегина». Композитор решил поручить первое ее исполнение молодежи — ученикам Московской консерватории. Вскоре с большим успехом опера была поставлена на сценах Большого театра в Москве (1881), где в 1963 году состоялся ее 1500-й спектакль, и Мариинского в Петербурге (1884). Опера стала одним из самых популярных произведений. Примечательно, что в год своего 140-летия лирические сцены вернулись и на саратовскую сцену. И сегодня, в день юбилея, мы предлагаем Вам немного вспомнить историю создания знаменитого музыкального произведения и узнать, в каких местах пушкинский герой Онегин пересекается с биографией композитора Чайковского.

В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская посоветовала Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Сначала эта мысль показалась Чайковскому невероятной, он ответил отказом и сказал, что «Онегин» — «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но спустя короткий промежуток времени идея его захватывает… На столь резкую перемену взглядов композитора могла подтолкнуть собственная драма.

-2

Весной 1877 года Чайковский получает страстные любовные послания от некой Антонины Милюковой, двадцатичетырехлетней студентки консерватории, которую, Чайковский повстречал в Москве в мае 1872 года в гостях у Александра Милюкова, брата Антонины. Милюкова, по ее собственными словам, на этой встрече влюбилась в глаза Чайковского:

"…и я их, эти чудные, дивные глаза, всю жизнь никогда не забывала. Они грели издали меня так же, как вблизи. Вот эти-то глаза меня и покорили на всю жизнь".

Она прониклась нежными чувствами к Чайковскому уже тогда, но отношения героев начались гораздо позже. Обучаясь в Консерватории, Милюкова видела Чайковского в коридорах в перерывах между уроками, чему была очень счастлива. Как писала сама студентка: "Более четырех лет я любила его тайно".
Спустя почти 5 лет она решила признаться Чайковскому в своих чувствах и написала ему письмо с признаниями в любви. Судя по всему, это письмо она написала весной 1877 года.
Композитор в этой ситуации поступает так же, как поступил Онегин: он пишет вежливый холодный ответ, что не может ответить взаимной любовью. Но от студентки приходит еще одно письмо, полное страстного чувства.
И тогда Чайковский отправляется к Антонине Милюковой, чтобы взглянуть на нее. Они встретились 20 мая на съемной квартире. Чайковский вновь отказал ей, объяснив, что с его стороны ничего не может быть, кроме симпатии и благодарности за любовь. К тому же на тот момент Антонине уже сделал предложение ее давний поклонник…
Но она была слишком влюблена в Чайковского, чтобы согласиться. Они увиделись снова 23 мая 1877 года - через несколько дней после первого свидания. И тогда Чайковский сказал Милюковой, что не любит ее, но может быть ей предан и благодарен. Он описал ей свой "сложный характер", но и это не оттолкнуло Милюкову. Ее чувства к композитору росли настолько стремительно, что она сама сделала ему предложение руки и сердца. Вот что она писала Чайковскому в этот период:

"Но где бы я ни была, я не буду в состоянии ни забыть, ни разлюбить Вас. То, что мне понравилось в Вас, я более не найду ни в ком, да, одним словом, я не хочу смотреть ни на одного мужчину после Вас."

В итоге Чайковский абсолютно без любви все же женится на ней - это происходит 6 июля 1877 года. Состояние Чайковского после свадьбы с Милюковой никак нельзя назвать счастливым и восторженным. Вот как Чайковский сам описывал свои ощущения:

"...после такого ужасного дня, как день 6-го июля, после этой бесконечной нравственной пытки нельзя скоро оправиться".

Эта свадьба стала трагедией для композитора. И стала бременем на всю жизнь, хотя три недели спустя он и спасается бегством от брака. С того момента Чайковский всеми силами хотел развестись с Милюковой. Однако развод в те времена давали только на основании факта супружеской измены. В результате Чайковский так и не смог избавиться от этого брака и до конца своих дней оставался официально женат на Антонине.

На фоне личных переживаний Чайковский пишет лирические сцены «Евгений Онегин». Причем сцена письма Татьяны была написана первой. Татьяна Ларина и Антонина Милюкова соединяются в болезненно возбужденном сознании композитора, рождая дивное звучание оркестра и мелодию признания Татьяны: «...То в высшем суждено совете,/ То воля неба: я твоя!».
Либретто к опере было написано в сотрудничестве с К. С. Шиловским (1849—1893). Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его В. Г. Белинский, — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».

В письме к своему ученику, известному композитору С. И. Танееву, Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». «Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы.

Менее чем за год — 20 января 1878 года — «Евгений Онегин» был закончен (в Италии, в Сан-Ремо). Первое исполнение состоялось в Московской консерватории.
Какие бы разноречивые мнения не были напечатаны критиками в прессе, русская публика приняла оперу «Евгений Онегин» душой. Музыкально-драматическое произведение стало наиболее популярным в России и выдержало 16 постановок.

Сохранив первозданные характеристики главных персонажей, композитор несколько иначе изобразил их. Так, оперный облик Ленского становится воспроизведением искренности и восторженности чувств, объединяясь в душевном родстве с образом Татьяны. Общие характеристики лирических персонажей, а также их судьбы тесно переплетены в этой драме. Сцены органично изображают душевные переживания лирических героев, подчеркивают глубину их чувств и эмоций. Музыка будто завершает недосказанность слов и является продолжением речи героев. Необходимо сказать, что оперная интерпретация пушкинского романа буквально очаровала публику и положила начало нового этапа в жанре лирической оперы.

В этом году лирические сцены «Евгений Онегин» вернулись и на саратовскую сцену – к юбилею музыкального произведения и 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина классическая версия оперного шедевра предстала перед зрителем в новом сценическом оформлении. Режиссером и художником-постановщиком спектакля выступил Андрей Сергеев.

-3

В музыкальной составляющей спектакля (дирижер Юрий Кочнев) театр обратился к первым редакциям оперы, тем самым, которые и познакомили мир с «лирическими сценами» П. И. Чайковского, воплотившими подлинную драму человеческих отношений, сложную диалектику любви и мечту о несбыточном счастье, которое было так возможно… Эта музыка не может оставить равнодушным никого.
Публика уже по достоинству оценила премьерные показы.

Ближайшие показы спектакля «Евгений Онегин» в Саратовском театре оперы и балета состоятся в марте и апреле.

КУПИТЬ БИЛЕТ НА «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА» 27 МАРТА

КУПИТЬ БИЛЕТ НА «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА» 16 АПРЕЛЯ