Вершиной оперных исканий раннего Чайковского стал «Евгений Онегин», к работе над которым он приступил весной 1877, а последняя точка в партитуре была поставлена в начале следующего, 1878 года. 17 (29) марта 1879 года состоялась премьера «Евгения Онегина». Композитор решил поручить первое ее исполнение молодежи — ученикам Московской консерватории. Вскоре с большим успехом опера была поставлена на сценах Большого театра в Москве (1881), где в 1963 году состоялся ее 1500-й спектакль, и Мариинского в Петербурге (1884). Опера стала одним из самых популярных произведений. Примечательно, что в год своего 140-летия лирические сцены вернулись и на саратовскую сцену. И сегодня, в день юбилея, мы предлагаем Вам немного вспомнить историю создания знаменитого музыкального произведения и узнать, в каких местах пушкинский герой Онегин пересекается с биографией композитора Чайковского.
В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская посоветовала Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Сначала эта мысль показалась Чайковскому невероятной, он ответил отказом и сказал, что «Онегин» — «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но спустя короткий промежуток времени идея его захватывает… На столь резкую перемену взглядов композитора могла подтолкнуть собственная драма.
Весной 1877 года Чайковский получает страстные любовные послания от некой Антонины Милюковой, двадцатичетырехлетней студентки консерватории, которую, Чайковский повстречал в Москве в мае 1872 года в гостях у Александра Милюкова, брата Антонины. Милюкова, по ее собственными словам, на этой встрече влюбилась в глаза Чайковского:
"…и я их, эти чудные, дивные глаза, всю жизнь никогда не забывала. Они грели издали меня так же, как вблизи. Вот эти-то глаза меня и покорили на всю жизнь".
Она прониклась нежными чувствами к Чайковскому уже тогда, но отношения героев начались гораздо позже. Обучаясь в Консерватории, Милюкова видела Чайковского в коридорах в перерывах между уроками, чему была очень счастлива. Как писала сама студентка: "Более четырех лет я любила его тайно".
Спустя почти 5 лет она решила признаться Чайковскому в своих чувствах и написала ему письмо с признаниями в любви. Судя по всему, это письмо она написала весной 1877 года.
Композитор в этой ситуации поступает так же, как поступил Онегин: он пишет вежливый холодный ответ, что не может ответить взаимной любовью. Но от студентки приходит еще одно письмо, полное страстного чувства.
И тогда Чайковский отправляется к Антонине Милюковой, чтобы взглянуть на нее. Они встретились 20 мая на съемной квартире. Чайковский вновь отказал ей, объяснив, что с его стороны ничего не может быть, кроме симпатии и благодарности за любовь. К тому же на тот момент Антонине уже сделал предложение ее давний поклонник…
Но она была слишком влюблена в Чайковского, чтобы согласиться. Они увиделись снова 23 мая 1877 года - через несколько дней после первого свидания. И тогда Чайковский сказал Милюковой, что не любит ее, но может быть ей предан и благодарен. Он описал ей свой "сложный характер", но и это не оттолкнуло Милюкову. Ее чувства к композитору росли настолько стремительно, что она сама сделала ему предложение руки и сердца. Вот что она писала Чайковскому в этот период:
"Но где бы я ни была, я не буду в состоянии ни забыть, ни разлюбить Вас. То, что мне понравилось в Вас, я более не найду ни в ком, да, одним словом, я не хочу смотреть ни на одного мужчину после Вас."
В итоге Чайковский абсолютно без любви все же женится на ней - это происходит 6 июля 1877 года. Состояние Чайковского после свадьбы с Милюковой никак нельзя назвать счастливым и восторженным. Вот как Чайковский сам описывал свои ощущения:
"...после такого ужасного дня, как день 6-го июля, после этой бесконечной нравственной пытки нельзя скоро оправиться".
Эта свадьба стала трагедией для композитора. И стала бременем на всю жизнь, хотя три недели спустя он и спасается бегством от брака. С того момента Чайковский всеми силами хотел развестись с Милюковой. Однако развод в те времена давали только на основании факта супружеской измены. В результате Чайковский так и не смог избавиться от этого брака и до конца своих дней оставался официально женат на Антонине.
На фоне личных переживаний Чайковский пишет лирические сцены «Евгений Онегин». Причем сцена письма Татьяны была написана первой. Татьяна Ларина и Антонина Милюкова соединяются в болезненно возбужденном сознании композитора, рождая дивное звучание оркестра и мелодию признания Татьяны: «...То в высшем суждено совете,/ То воля неба: я твоя!».
Либретто к опере было написано в сотрудничестве с К. С. Шиловским (1849—1893). Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его В. Г. Белинский, — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».
В письме к своему ученику, известному композитору С. И. Танееву, Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». «Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы.
Менее чем за год — 20 января 1878 года — «Евгений Онегин» был закончен (в Италии, в Сан-Ремо). Первое исполнение состоялось в Московской консерватории.
Какие бы разноречивые мнения не были напечатаны критиками в прессе, русская публика приняла оперу «Евгений Онегин» душой. Музыкально-драматическое произведение стало наиболее популярным в России и выдержало 16 постановок.
Сохранив первозданные характеристики главных персонажей, композитор несколько иначе изобразил их. Так, оперный облик Ленского становится воспроизведением искренности и восторженности чувств, объединяясь в душевном родстве с образом Татьяны. Общие характеристики лирических персонажей, а также их судьбы тесно переплетены в этой драме. Сцены органично изображают душевные переживания лирических героев, подчеркивают глубину их чувств и эмоций. Музыка будто завершает недосказанность слов и является продолжением речи героев. Необходимо сказать, что оперная интерпретация пушкинского романа буквально очаровала публику и положила начало нового этапа в жанре лирической оперы.
В этом году лирические сцены «Евгений Онегин» вернулись и на саратовскую сцену – к юбилею музыкального произведения и 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина классическая версия оперного шедевра предстала перед зрителем в новом сценическом оформлении. Режиссером и художником-постановщиком спектакля выступил Андрей Сергеев.
В музыкальной составляющей спектакля (дирижер Юрий Кочнев) театр обратился к первым редакциям оперы, тем самым, которые и познакомили мир с «лирическими сценами» П. И. Чайковского, воплотившими подлинную драму человеческих отношений, сложную диалектику любви и мечту о несбыточном счастье, которое было так возможно… Эта музыка не может оставить равнодушным никого.
Публика уже по достоинству оценила премьерные показы.
Ближайшие показы спектакля «Евгений Онегин» в Саратовском театре оперы и балета состоятся в марте и апреле.