И сегодня речь пойдет об имитации заклепок и болтов на моделях техники.
Заклепочное соединение, на ряду со сваркой и болтами— один из основных типов крепления металлических деталей друг к другу. Применялся он еще со времен античности, для скрепления бронзовых пластин доспехов. Но наиболее распространение заклепки получили в 19-20 веке, с развитием металлургии и промышленности. В 1910-1940-ых годах броневые листы чаще всего крепились на заклепках, а в авиационной промышленности заклепочные соединения массово применяются и по сей день.
Болты и гайки так же получили широкое распространение в ходе промышленной революции и на ряду с заклепками используются для крепления различных деталей техники, чаще всего — схемных, на вроде люков, навесного оборудования, деталей ходовой части и т.д.
И поскольку многие прототипы сложно представить без рядов заклепок и болтов— возникает вопрос об их имитации на моделях.
Увы, сами производители далеко не всегда изображают заклепки и болты на моделях. Зачастую это связано с технологическими ограничениями, поскольку покрытую заклепками/болтами деталь просто не получится вынуть из формы. Кроме этого заклепки/болты могут пострадать при подгонке и зачистки деталей модели, а могут быт просто плохо отлитыми. Как бы то ни было — эти детали на моделях нужны. Они не только придают модели больше сходства с оригиналом, но и просто украшают её.
Тут стоит сделать отступление и определиться — что именно (болты или клепку) и на модели чего мы собираемся имитировать. Дело в том что технологии изготовления и внешний вид заклепок и болтов на моделях наземной техники(да и флота с архитектурой) и авиации кардинально отличаются.
В первой части статьи мы поговорим о заклепках и болтах на моделях авиации.
Два основных фактора, которые формирую особенность технологии имитации закрепок на моделях авиационной тематике — это обилие этих самых заклепок и их внешний вид.
Клепки на самолетах много. Реально много. До нескольких миллионов заклепок в целом на самолет, из которых как минимум десяток тысяч приходится на внешние поверхности самолета.
И хотя моделизм полон условностей и число заклепок на моделях куда меньше их все равно много, до нескольких тысяч. Делать каждую заклепку или болт по отдельности — занятие медитативное и ведущее к быстрому сумасшествию. По этому клепка накатывается специальным инструментом — ревитером (от англ. rivet — заклепка, то есть клепалка по нашему). Этот инструмент оставляет на поверхности модели линию углублений, которые и имитируют заклепочные швы.
Из этого следует второй фактор - на моделях самолетов(ну и вертолетов тоже) клепка чаще всего внутренняя. В этом есть изрядная доля условности, ведь в реальности заклепки имеют или выпуклую головку, или, если клеп идет «впотай» — идут заподлицо с поверхностью. Но таких условностей в моделизме масса.
Поговорим о самой технологии
Для начала - стоит понять нужно ли вообще наносить клепку на модель. Стоит изучить информацию по прототипу, поискать в сети чертежи.
На заметку — в сети есть чертежи на множество прототипов. Стоит лишь вбить в поисковик запрос в формате /название прототипа/ чертеж клепка или /название прототипа/ rivet и выставить фильтр на черно-белые изображения(к примеру — P-47 rivet)
Само собой не стоит клепать деревянные «этажерки» или крыло Р-51 «Мустанг», которое шпаклевалось и красилось так, что на нем оставалась только пара линий расшивки. Но вот стоит ли наносить клепку в 1/144ом масштабе, стоит ли смириться с тем, что это будут углубления, а не выступы на поверхности – это каждый решит для себя сам.
Если же вы решили что надо клепать модель — стоит приступить к выбору инструмента.
Лучше всего купить готовый ревитер, хотя существует способ изготовления самодельного агрегата из шестеренки из часов и прочего подручного хлама.
Выбор готовых ревитеров довольно велик.
Тут и фирменные инструменты от Trumpeter или Hasegawa, и отечественные инструменты от ВЭС, и травленый инструмент от RB production, Gonza и Микродизайна. По опыту автора статьи лучшие инструменты делает ВЭС и RB production(Ирландия). Они сделаны из плотного метала, имеет хороший выбор колесиков с разным шагом клепки, приемлемым для любых популярных (1/32, 1/48, 1/72) масштабов. Ревитер от Trumpeter имеет слишком большое колесико и ненадежное пластиковое крепление. Продукция Микродизайна хороша, но выполнена из мягкого метала, из-за чего довольно быстро изнашивается, хотя и стоит недорого.
Кроме этого для нанесения клепки или крупных головок болтов вручную, в труднодоступных местах пригодится обычная игла или скрайбер.
Сам процесс нанесения клепки опять же прост до безобразия.
- Модель собирается до стадии нанесения грунтовки, шпаклюются швы и т.д. Почему до клепку лучше наносить до грунта? Потому что до нанесения грунтовки пластик более податлив и клепка получается рельефней. Затем в руки берется простой мягкий карандаш и, сверяясь с чертежом, на модели намечаются линии заклепок.
- Затем ревитером накатывается клепка, при это вести инструмент стоит «от себя». Как ни странно — проще всего делать это от руки, без каких либо шаблонов, аккуратно ведя инструмент в нужном направлении. При минимальной сноровке легко получаются ровные линии.
Но если нет уверенности — можно использовать изоленту в качестве шаблона.
- На криволинейных поверхностях лучше проводить линию постепенно, смотря за верным направлением.Клепать стоит с довольно сильным нажимом, что бы клепка хорошо «отпечаталась». Полезным побочным эффектом будет то, что пластик выдавится по краям лунки заклепки и будет выступать над поверхностью как реальная головка внешней клепки. На стыках деталей и в местах шпаклевания стоит быть более деликатным, что бы не повредить поверхность и стыки. Неправильная клепка легко убирается локальным зашкуриванием или аккуратным шпаклеванием.
- После нанесения клепки модель лучше больше не шкурить. В крайнем случае – очень мелкой шкуркой, не меньше 1500. Грунтовать модель лучше деликатным грунтом, к примеру от Ганзы.
При покраске тоже стоит учитывать толщину лакокрасочного слоя и не заливать модель в глазурь, иначе вся работа с клепкой просто-напросто исчезнет.
- После покраски клепка, как и обычная расшивка при желании может быть выделена смывкой
Ну и конечно — несколько примеров готовых моделей с накатанной клепкой из коллекции автора.
Особняком стоит довольно редкая технология применения объемных декалей.
Технология еще не нашла массового применения, особенно у нас. От части это обусловлено узкой сферой применения, от части низкой доступностью таких декалей, хотя если нужно – достать их легко, не сложнее чем любой другой аксессуар для модели.
Что такое объемная декаль? Ведь от декали хотят что бы она была тонкой и невидимой, а тут какой-то объем. Дело в том что эти декали используются для имитации выступающих линий клепки, лючков, шнуровки на полотняной обшивке, фактуры дерева и так далее. Наносятся они перед покраской, между слоями грунтовки. Печать выполняется специальной краской, которая при контакте с воздухом слегка вспенивается (на вроде монтажной пены - сверху оксидная плёнка, а внутри воздушные пузыри), а переводится эта штука как обычная декаль или (в случае одной отечественной фирмы) как сухая декаль. Эти декали позволяют изобразить более копийную, выпуклую клепку.
Существует несколько фирм, которые производят такие наборы. Из наиболее доступных можно выделить три фирмы:
1. Archer , которая производит различные наборы заклепок, лючков, линий и прочих элементов декора(этим каталог не ограничивается).
2. HWG, которая помимо общих наборов с заклепками и рельефом производит сеты под конкретные модели.
3. Хобби + , которая производит пару наборов сухих декалей с заклепками.
Все эти декали придется придётся приобретать через интернет, поскольку пока они не встречаются в розничной продаже в отечественных магазинах, хотя в будущем мы хотим пополнить ими наш каталог. Цена на наборы довольно не демократичная, но надо сказать что эффект того стоит, особенно если говорить о заклепках, потому что альтернативный метод вклеивания заклепки по одной от руки мягко говоря трудоемок, даже если речь идет о 35ом масштабе. А в авиации чаще приходится работать с 48 и 72ом масштабом.
Технология нанесения таких декалей мало отличается от нанесения обычных декалей. Это обычные декали, которые так же привариваются модельной химией. Подложка у них тонкая и хорошо вваривается в поверхность. На листе лаковая подложка общая, и каждую линию клепки или элемент нужно вырезать по контуру. Правда большие участки декали лучше сажать на разведенный ПВА или даже циакрин, поскольку клеевой слой у декалей не самый прочный. После нанесения можно залить декали Футурой или другим лаком для закрепления и загрунтовать поверх. Слой лака и грунта дополнительно закрепят их.
Приобрести все модели и материалы можно у нас.