Из цикла "Беседы с Зимой". Владимир Зима - руководитель, преподаватель, методист, автор книги "Инструменты руководителя". Автор Дзен-канала о руководителях и для руководителей. Подробнее на www.vzima.ru.
Интернет буквально пестрит статьями о том, как легко и быстро открыть свой бизнес. Многочисленные мотивационные ораторы объясняют, что главное - это стремиться к успешному успеху и верить в себя. Казалось бы, если так все просто, то почему мы постоянно сталкиваемся с тем, что компании банкротятся в первые же месяцы своей жизни, а несостоявшиеся бизнесмены жалуются всему миру на то, что им помешали обстоятельства?
А может, дело в самом подходе к бизнесу? И некоторым людям не стоит даже начинать заниматься им, не поменяв свое сознание по некоторым направлениям? Практика показывает, что именно так и есть. Проверьте себя, присутствуют ли в вашем сознании мысли, по которым можно сразу сказать, что бизнес - это точно не ваше.
Составление планов - не для меня
Любите постоянно импровизировать? Приготовьтесь к тому, что ваши траты на открытие и ведение бизнеса будут просто огромными. Ведь без грамотно составленного финансового плана вы даже не знаете, сколько денег вам понадобится изначально и в процессе. А наличие маркетингового плана существенно снизит издержки на привлечение и удержание вашей целевой аудитории. Ах, так у вас богатые инвесторы, и вы можете позволить себе тратить столько, сколько хотите? Поверьте, это ненадолго. Инвесторы ведь потому и богатые, что тщательно планируют свои доходы и расходы. И с постоянно импровизирующим и тянущим из них деньги “бизнесменом” им просто не по пути.
Хочу заниматься только тем, что люблю
Превратить собственное хобби в высокооплачиваемый бизнес - еще одна фантазия мотивационных спикеров, которую они активно транслируют своим слушателям. И ловушек в таком подходе сразу несколько. Необходимость создать спрос на рынке, если хобби представляет собой нечто уникальное, и соответственно, потратить дополнительные деньги на раскрутку - одна из них. Вторая - это абсолютная уверенность в том, что все, что вы любите делать, вы делаете хорошо. Как правило, эта уверенность довольно быстро разбивается о рифы настоящего конкурентного рынка. И третья - это желание заниматься всем самостоятельно, и именно ее стоит даже выделить отдельным пунктом.
Хочу делать все сам
А вот это - совсем не про бизнес. Это про самозанятость и не более того. Сам изготавливаю товар, сам занимаюсь рекламой, сам организую доставку. Никто, кроме меня. Ведь я же лучший, я знаю свой бизнес и знаю, что ему нужно. Только вот незадача - вы просто не можете быть специалистом во всем сразу. И рано или поздно, желая масштабироваться, вам придется привлекать для работы настоящих специалистов в разных областях. И тут уже вам придется начинать применять системный подход к построению своего предприятия, работать с кадрами, маркетингом и другими направлениями. Останется ли у вас время на то, чтобы делать свой товар самостоятельно, как это было изначально? Вряд ли. Так что признайтесь прежде всего себе в том, что “хочу делать все сам” - это про неумение взаимодействовать и делегировать, строить систему и отсутствие иных, крайне важных для бизнесмена знаний. И идите учиться.
Не буду брать кредиты
Или привлекать необходимые средства иным способом. Речь здесь совершенно не идет о том, чтобы на первоначальном этапе брать кредит и покупать на него представительский автомобиль и телефон последней модели, аргументируя это тем, что “теперь я важный бизнесмен”. Рано или поздно при становлении и развитии вы столкнетесь с необходимостью работать с инвесторами или брать займы для осуществления своих планов, и это нормально. А правильно при этом - грамотно рассчитывать необходимые суммы и то, каким образом они будут погашаться, то есть по сути - составлять финансовый план, о котором шла речь ранее. А не бояться “быть должным” во вред себе и своему бизнесу.
Хочу дружить с клиентами
Клиенты самозанятого человека и клиенты бизнесмена - это, как говорится, две большие разницы. Если в первом случае они действительно будут вашими друзьями, которым вы будете продавать собственные товары или услуги, то во втором это будут уже клиенты компании. Которые должны быть “отчуждаемыми”, то есть, например, “продаваться” вместе с продажей бизнеса. Поэтому сосредоточьтесь на построении доверительных партнерских отношений со своими клиентами вместо того, чтобы становиться с ними лучшими друзьями. Сэкономите много средств и нервов, поверьте.
Хочу свой бизнес, чтобы больше ничего не делать
И сидеть под пальмой на берегу теплого моря, попивая пиво и получая многочисленные смс о крупных зачислениях на личный счет. Если вы действительно думаете, что “сейчас я немного поработаю и поставлю бизнес на ноги, а дальше буду отдыхать”, то забудьте о бизнесе сразу. И давайте взглянем правде в глаза, бизнес - это действительно не ваше.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал "Бесстрашный предприниматель". Здесь действительно интересно. И полезно.