"Портрет мадам Икс" Джона Сарджента изображает молодую женщину в черном платье с подчеркнуто повернутой в профиль головой, опирающуюся одной рукой на столик. Дама подает себя с великолепным апломбом, и, хотя с точки зрения классических пропорций, ее лицо не отличается совершенством (длинненький крысиный носик), в целом она выглядит как красавица.
Картина прекрасная. Трудно оторвать от нее взгляд. И художник, и модель возлагали на это полотно большие надежды, но действительность оказалась совершенно иной. Как ни странно может показаться на нынешний взгляд, но это лаконичное полотно с изображением хорошо одетой и со вкусом причесанной женщины вызвало скандальную реакцию общественности. За что?!
На портрете изображена Виржини Готро, американка, ставшая звездой парижского полусвета. Ее мать была француженкой, отец - итальянцем, семья владела плантацией в США, но после смерти отца, мать с дочерью переехали во Францию. Здесь Виржини вышла замуж за банкира Пьера Готро, который предоставил своей жене возможность жить в свое удовольствие.
Виржини полностью отдалась во власть светских развлечений и, будучи особой увлекающейся, легко заводила романы. Статус жены банкира давал возможность вращаться в определенных кругах, но все же проникнуть в самые высшие сферы, о чем Виржини мечтала, она пока не могла.
В надежде, что успех картины поможет и ее светским успехам, она согласилась позировать Сардженту. Художник же был одержим ею. Он писал картину, следуя за Готро в Париже и в ее загородном доме. Позировать времени у Виржини находилось мало, она была, как всегда, занята светскими обязанностями. Тем не менее, портрет был завершен и выставлен в Салоне.
Эффектная картина, где известная дама полусвета была изображена в полный рост в платье со спущенной с плеч бретелькой, произвела действительно фурор. Хотя имя модели под картиной не было обозначено, мадам Готро узнали. Она уже имела определенную репутацию, и эта бретелька воспринималась как намек на ее фривольное поведение. Кроме того, розовое ухо, выделяющееся на фоне белой кожи, тоже казалось чем-то непристойным.
В общем, реакция на картину была такой насмешливо-бурной, что художник и его модель были в шоке. Сарджент потом переписал бретельку, приподняв ее на плечо. Но спасти дело это уже не могло.
Виржини не сумела при помощи портрета подняться в высшие круги парижского света, а Сарджент после скандала вообще потерял всех клиентов и был вынужден уехать из Франции. Правда, потом в США он сделал неплохую карьеру.
Интересно, что когда через семь лет Густав Куртуа пошел по неверному пути Сарджента и написал портрет мадам Готро, буквально процитировав его в зеркальном отражении, эта картина никакого скандала не вызвала. Виржини тут тоже демонстрирует свой медальный профиль, но повернута налево, а платье на ней не черное, а белое. При этом бретелька спущена с правого плеча, а ухо опять-таки розовое.
Красивый портрет, но уступает сарджентовскому по глубине образа и элегантности. Кроме того, он явно вторичен. Возможно, поэтому он не получил такой буйной реакции зрителей.
Виржини потом позировала для Антонио де ла Гандара, который тоже изобразил ее в профиль в светлом платье, немного со спины. Этот портрет сама мадам Готро любила больше всех прочих. Реакция зрителей тоже была благосклонной.
Виржини Готро умерла в Каннах в 1915 году, ей было 56 лет.
Почитайте еще на моем канале:
Красота волос и их таинственная сила, отраженные в искусстве
Королева ар-деко: неистовая Тамара де Лемпицка
Иллюстрации к "Игре престолов" в стиле японских гравюр
У меня есть еще второй канал на Дзене. Заходите!