Все человеческие общества (цивилизации, государства) построены на страхе. И на постоянном совершении некоего "общего дела" (для его избежания), которое теперь весьма неопределенно называют "национальный интерес".
В Древнем Египте (очень удобная модель для сравнения, в нем почти все "истоки" современного мира) общество (государство) формировалось и развивалось вокруг идеи существования после смерти, в загробном мире.
И весь египетский народ исполнял постоянно повторяющийся проект постройки "портала" в загробный мир. Фараону строили большой храм (пирамиду), остальным по иерархии. Но главное - под исполнение проекта проводились НИРы (жрецами и мастерами), изобретались инструменты, методы и т.п. Ведь перед "внутренним взором" каждого египтянина был "путь мертвых", расписанный в "книге мертвых", где четко и определенно указывалось, как, в какой срок что делать, чтобы избежать гнева богов в загробном мире и достичь некоей конечной цели (неважно какой, главное правильно пройти весь путь). И такая общая работа избавляла египтян от страха смерти, как чего-то неизвестного и непонятного.
Но постоянное воспроизводство пирамид и мумий, и развитие химии и математики в связи с необходимостью исполнять это дело, не помогло египетской цивилизации существовать постоянно, ее уничтожили более организованные и заряженные другими идеями соседи (оставляем вопрос о иудейском пленении и его роли как отдельной теме).
Египет был покорен греками во главе с Александром Македонским при обучающем его Аристотеле. Национальные интересы греков были сосредоточены не на правильном путешествии в загробный мир, они завоевывали реальный мир, обеспечивая себе комфортное существование в пределах контролируемой Ойкумены. Именно распространение по Ойкумене, размножение и контроль территории снимало с греков страхи уничтожения врагами, а их представления о загробной жизни не требовали целенаправленного вложения всех сил в строительство пирамид. Их храмы были средством связи с богами (Оракул) для познания своего собственного будущего в войне, ремесле, семейной жизни и торговле.
Еще более успешными были цивилизации, культуры, исполнявшие сложные технологические проекты. Строительство пирамид и храмов богам повлекло за собой прогресс в кораблестроении, металлургии, ткачестве, создалась письменность, возникла бюрократия как система управления проектом и т.п. Именно те народы, которые стали специализироваться не на исполнении идей "загробного проживания", а на конкретных технологиях, стали в короткие сроки победителями Египта. Так, хетты были одним из племен, умевшим получать сталь, исторически их путь в Малую Азию (Финикию) можно проследить от Южного Урала, через Армению, по мере освоения месторождений руды. Кстати, двуглавый орел, перешедший к византийцам, а позже к русским, символизирует двустороннее лезвие хеттского стального меча, рубящего в обе стороны (а не какую-то мистическую хрень).
Строительство кораблей в Финикии (нынешняя Сирия и Израиль) было по тем временам таким же сложным делом, как сейчас изготовление космических аппаратов. Необходимость учета огромного количества деталей в изделии двигало вперед математику, создало алфавит и т.п. Навигация, обмен товарами, учет долгов и т.п. развивало мышление.Но, именно принципиальное отличие "общих дел", всенародных, национальных идей, позволяет и в наше время технологичным культурам, осваивающим физическую реальность (действительность), опережать и побеждать в конкурентной борьбе те культуры, которые стараются избавиться от страха смерти "соломкой" из грез о "загробной жизни".
Когда русские коммунисты занимались реальными, материальными делами, - строительством ("социализм - советская власть плюс электрификация всей страны") и совершенствованием технологий, все шло более-менее удачно, но стоило только объявить о завершении строительства социализма (электричества завались и власть наша) и перехода к строительству коммунизма ("от каждого по потребностям, каждому по способностям"), того, чего построить в материале было невозможно, как народ советский заскучал. (Просыпается рабочий после вчерашнего и просит супругу - "Маша, рассольчику...", а Маша ему - "Нету Ваня рассольчику, коммунизьм наступил"). Именно ориентация "общего дела" в неизвестную даль ("слышь, не видать ли на горизонте зари коммунизма?"), также как и строительство Вавилонской Башни (не имевшей реального применения, невозможно "достичь Бога" строительством внешних, материальных сооружений, лестниц в небо), не позволило дальше во времени удерживать народ (общество) в единой организации (государстве). Реальный проект был завершен, а метафизический построить на физической земле невозможно.
Но некоторые постоянно пытаются, ищут Схемы и Системы, рисуют Овалы и заставляют (увлекают) "подданных" реализовывать их в глине, бетоне, стекле и титане. В лучшем случае получаются памятники, смотря на которые люди понимают (не все), что прежде чем что-то начать делать (строить Небесный Иерусалим, точать "духовные скрепы", вводить теологию в обучение как науку и т.п.), - хорошо бы сначала подумать, а что собственно построится в результате исполнения проекта?