Найти в Дзене
Рок-барахолка

Тук-тук-тукин в небесную дверь

Нил Янг и Боб Дилан
Нил Янг и Боб Дилан

Тема плагиата в рок-музыке может быть отражена в многотомном издании, которое займет не одну полку книжного шкафа. Несколько томов, несомненно, займет история группы Led Zeppelin, но речь сейчас не о ней.

Одна из самых странных ментальных перекличек рок-музыкантов – это великая песня Боба Дилана «Knockin On Heaven’s Door», которая впервые вышла как сингл из альбома «Pat Garrett & Billy the Kid» в июле 1973 года. Даже сам Дилан, никогда не отличавшийся вокальными данными, на этой песне при поддержке госпел-хора выдал мощнейший психоделический гимн, сотни раз перепеваемый музыкантами всех времен и вероисповеданий. Мелодически эта песня очень сильно напоминает другую, не менее важную песню в истории рока – «Helpless» («Беспомощный») Нила Янга, впервые вышедшую в свет на альбоме квартета Crosby, Stills, Nash and Young «DÉJÀ VU» в 1970 году. Этой песне Андрей Лебедев и Кирилл Кобрин посвятили даже целую книгу[1] – правда, посвятив ее не столько песне, сколько эпохе переживания и прививания рок-н-ролла на родине КПСС.

Намеки на сходство двух песен делали как Янг, так и Дилан: например, на великом прощальном концерте «Last Waltz» в честь завершения совместного музицирования группы The Band, ничтоже сумняшеся Нил Янг исполнил ту самую «Helpless».

Правда, оба они были в долгу друг у друга. Лирический гимн Янга вечным поискам любви «Heart of Gold», в 1972 году ставший хитом номер один, возненавидели оба. Янг – за то, что она стала хитом (ее еще исполняла смешная группа Boney M). Дилан – за то же, а еще за то, что она по духу буквально была содрана со всего его раннего творчества, но при этом была оригинальна, мелодична и содержательна. Он жаловался журналу Uncut: «Я возненавидел ее, когда она начала крутиться на радио. Мне всегда нравился Нил Янг, но эта песня докучала мне каждый раз, когда я ее слышал. Думаю, она была хитом номер один долгое время, и я сказал себе: «Черт, да ведь это же я! Если она звучит как я, значит, это я и есть. Мне нужно прилечь, забыть обо всем, включая самого себя, и я улечу, включу радио и – вот он я! Но ведь это же не я. Это похоже как кто-то другой забрал мою вещь и свалил. Знаете, я никогда не справлюсь с этим».

Возможно, Дилан решил таким образом отомстить старине Янгу, взяв его великую песню и сделав из нее еще более великую и монументальную.

Однако отношения между двумя рок-столпами не стоит считать натянутыми. Кажется, и сам Дилан признал влияние «двойника» на создание своего мегахита про небесную дверь. В пиратских архивах сохранилась запись совместного концерта Дилана и Янга под названием «S.N.A.C.K.» с участием музыкантов The Band. Концерт состоялся 23 марта 1975 года в Сан-Франциско в помощь благотворительной организации Билла Грэма S.N.A.C.K. (Students Need Athletics, Culture and Kicks) и в силу своей исторической значимости, многократно транслировался и бутлегировался по всему миру. Одним из ключевых моментов того концерта стало совместное исполнение Диланом и Янгом песни «Helpless», плавно перетекающей в ее музыкальную родственницу - «Knockin’ On Heaven’s Door».

Не совсем понятно, правда, кто из них при этом иногда вместо «heaven» поет: «dragon» («дракон»).

«Драконова дверь»?

Да, пожалуй, это намного интереснее.

[1] К.Кобрин, А.Лебедев. «Беспомощный»: книга об одной песне. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 129 с.