Сегодня я хочу рассказать о балете «Спартак». Этот спектакль начал свое существование давно, в Советском Союзе, еще в сороковые годы была написана партитура Арамом Хачатуряном. В пятидесятых годах этот замечательный спектакль был поставлен двумя великими хореографами: Игорем Моисеевым и Леонидом Якобсоном. А в 1968 году Юрий Григорович создал свою версию балета «Спартак» в Большом театре. Это была уже третья постановка не только в истории русского балета, но и в истории Большого тетра, потому что и спектакль Моисеева, и спектакль Якобсона до этого шли на сцене Большого театра.
И спектакль Якобсона, и спектакль Моисеева – это были спектакли в основном пантомимные. Несмотря на то, что было много массовых танцев, роли главных героев, Спартака и Красса, были решены таким полуигровым, характерным амплуа. А Григорович сразу понял, что музыка очень танцевальная, и решать ее пантомимными сценами – неправильно, надо сделать все роли танцевальными.
Те легендарные танцовщики, которые впоследствии прославились: как великий Спартак – Владимир Васильев и как великий Красс – Марис Лиепа, они были назначены на другие роли: Спартака должен был исполнять Лиепа, а на роль Красса был приглашен Васильев. Но уже в ходе постановки они поменялись ролями, Григорович нашел это замечательное решение.
Арам Ильич Хачатурян очень тяжело соглашался с купюрами, совершенно не шел ни на какие уступки, когда ему начинали объяснять, что надо перенести эту часть музыки в начало, а другую, наоборот, в третье действие. Григорович очень забавно всегда рассказывает, что, когда Хачатурян хмурил брови, то это было еще не так страшно, а если он начинал похлопывать себя по животу и оттягивать подтяжки, то значит – все, накал терпения пришел к недопустимой точке и это может закончиться большим скандалом и даже членовредительством. И тогда было принято такое решение, что Григорович сконструировал и поставил весь первый акт и пригласил Арама Ильича посмотреть. Ему очень понравился первый акт, но он все равно был не очень согласен с перестановкой музыкальных моментов.
Что интересно, у Григоровича первый акт заканчивается восстанием рабов, восстанием в казармах, где, как мы знаем, были только мужчины, ведь это казарма гладиаторов, а в предыдущих постановках на эту музыку в сценах у других балетмейстеров Арам Ильич привык, что танцуют не только мужчины, но и женщины. И он спросил: «А где женщины?». Юрий Николаевич ему говорит, что в этой сцене только мужчины танцуют, потому что это восстание рабов, на что Арам Ильич опять задает вопрос: «А женщины-то будут?». И ему долго пытались объяснить, что женщин здесь не может быть, потому что исторически в казармах женщин не было, они содержались в других местах.
«Спартак» имел грандиозный успех в мире. С самого своего первого выезда с 1969 года, когда его показали в Лондоне, на гастролях, он обрел очень большое количество почитателей. И вот уже полвека спектакль идет не только на сцене Большого театра, но и на всех главных сценах мира, потому что Большой театр его показал везде.
С этим спектаклем у каждого, кто в нем участвовал, связано очень много забавных, трогательных историй, потому что этот спектакль помимо того, что он очень важен для солистов, – здесь все-таки важным действующий лицом является кордебалет. Конечно, мужской кордебалет несет на себе очень большую нагрузку, это и сцена казармы, Аппиева дорога – фантастически, мастерски поставленная, на мой взгляд, сцена, которая везде, во всем мире имеет огромный успех.
Но моей любимой сценой в этом спектакле всегда был бал у Красса во втором акте – это танцы патрициев и патрицианок. Вообще у Хачатуряна эта сцена написана по примеру «Болеро» Равеля, когда начинает играть один инструмент, потом присоединяется второй, третий, и так потихоньку доходит до полного оркестра. И точно так же выстроена сцена Григоровичем, сначала начинает танцевать одна линия танцовщиц, потом две, три, четыре и затем вся сцена потихоньку развивается и приходит в очень красивую композицию.
Этот спектакль по сей день вызывает огромное количество споров. Кто-то считает, что он уже не должен исполняться, кто-то – наоборот – говорит, что это шедевр, который нужно сохранять, кто-то говорит, что это все устарело, и музыка устарела, и сценография, но, как обычно, победителей не судят, если уже 50 лет везде на всем земном шаре этот спектакль собирает полные залы.
Всегда, после каждого спектакля, несмотря на то, кто танцует главные роли, всегда такое ощущение, что – триумф. Есть очень много телеверсий этого балета, с совершенно разными замечательными артистами, и мне кажется, что еще не одно десятилетие эти телеверсии будут создаваться.
Телеверсия балета «Спартак» (для просмотра нужно пройти по ссылке на YouTube):