Наверное, главное в судьбе педагога тот важный фактор, чтобы дети любили его. Любили спокойного и взволнованного, требовательного и демократичного. Каждый выбирает себе любимую профессию, ищет то, что ему по душе. Есть люди. которым по душе - дети. Которым по душе - их мир, беспокойный, нелёгкий, полный удивления и открытий. Ребёнок познаёт жизнь, прокладывает свою жизненную тропу. Педагог - и советчик, и учитель, и друг. Особенно в старших классах. Ирина Ивановна была назначена классным руководителем в одиннадцатом классе. Двадцать три подростка смотрели на неё радостно, до этого у них был пожилой классный руководитель, Людмила Николаевна - грамотный педагог, знающий своё дело, но вот не знала она, как организовать интересную работу с детьми. Вела дневник, записывая все важные и второстепенные события класса. К примеру "20 ноября Иванова разбила очки". На Ирину Ивановну дети смотрели радостно, потому что она была молода, симпатична и общительна. О ней по школе ходила добрая молва: с ней детям было интересно, потому что она придумывала такие мероприятия, которые дети любили. Ирина Ивановна считала, что если детям в школе интересно, значит и учиться они будут лучше. Дети должны ценить своего педагога и на уроках, и во внеклассной работе. Педагог должен знать каждого ребёнка, уважать его как личность. Педагогика "понукания" никогда не была в цене, тем более в наше время, когда ребёнок владеет большой информацией и достаточно уязвим как личность. Здесь никак нельзя без уважения к нему. Ирина Ивановна помнила своего классного руководителя Александра Васильевича, который никогда не повышал на своих воспитанников голоса. "Ирина, вы готовы сегодня к уроку? Прошу Вас ответить на мои вопросы,"- звучало из его уст на каждом уроке. Подкупал педагогический такт и уважение к тебе, ученику. Стыдно прийти к нему на урок неподготовленным. Он видел в детях будущих взрослых людей. Какая мудрость! Ирина Ивановна, конечно, ругала детей, как иначе, дети есть дети. Не всем хочется учить уроки. Не всегда нужен "пряник", всё зависит от характера подростка. В её жизни этот одиннадцатый стал особенным, именно он научил её любить своё дело, любить детей, любить школу. Она жила их интересами. Сергею С. родители купили магнитофон, он приносил его в класс, чтобы произвести запись передачи по местному радио. Купила и Ирина Ивановна - отставать никак нельзя было. Педагог должен идти в ногу со временем, он воспитывает подростков. В классе появились и дикторы, и операторы. Интересное дело объединяет и сплачивает. А драматический кружок тем более сделал жизнь классного коллектива насыщенной, интересной. Репетиции, выступления. декорации. Всем нашлась работа. Уроки литературы стали местом, где можно высказать своё мнение, поспорить, почитать стихи. Урок литературы - это тот момент, когда особенно важна духовная пища, общение через его Величество СЛОВО. Жаль, что сегодня на уроках много формальности. Ирина Ивановна сама любила поэзию, много стихов читала наизусть, поэтому и дети с удовольствием читали стихи наизусть. Не для оценки, а чтобы больше знать, стать умнее. Ведь спросил учитель ученика, он рассказал на "5" или на...., а потом эти стихи забываются и становятся ненужностью в оставшейся жизни. Формальный подход, конечно! Ирина Ивановна на уроках проводила частые конкурсы "Кто больше знает стихов?", и сама принимала участие в них. А жюри - дети, только они! Нет, очень верила Ирина Ивановна в то, что такие уроки навсегда останутся в детской памяти. Но как же много надо педагогических усилий, чтобы дети поверили педагогу, полюбили его, пошли за ним, хотя бы сначала, а потом они разберутся в сложностях и жизненных премудростях . Её девчонки и мальчишки были на восемь лет младше педагога. Но как же много ей самой дал её одиннадцатый класс! Школьная жизнь ценна, потому что формирует детские характеры, даёт внутренний ориентир, как жить и для чего жить. На фото - мальчишки и девчонки знаменитого одиннадцатого класса, кому Ирина Ивановна посвятила строки: "Уходят в жизнь мои ребята, с собой уносят молодость мою..." Они давно взрослые, немного младше своего классного руководителя. Её память бережно хранит каждый урок, каждое событие школьной жизни и самый памятный выпускной вечер, когда было много грусти, цветов и добрых слов расставания.