Найти тему
Журнал "Работница"

Do you speak english?

Изучение иностранного языка, как и любого другого предмета, не всем дается одинаково легко. Поэтому логичным представляется такой подход в обучении, когда главным будет считаться общее ознакомление с предметом и его основными законами, а не педантичное отрабатывание мельчайших деталей без представления общей картины.

Я бы предложила знакомить с существованием иностранных языков вообще и с общими чертами внутри языковых групп. Например, рассказать об алфавитах, о системах времен в разных языках, о наличии или отсутствии падежей, об интонациях и звуках, популярных пословицах, об общих словах и заимствованиях. А также познакомить с основными бытовыми фразами в популярных языках. Так, при работе с малышами можно в игровой форме научить их здороваться на нескольких языках и различать языки по их звучанию. Для взрослых будет уместно рассказать об обычаях стран и языковых привычках.

Учитывая то, что у всех разные способности, было бы разумно после общего ознакомления предоставлять ученикам право выбора конкретного языка в качестве школьного предмета.

В том, что после нескольких лет изучения иностранного языка большинство людей не способны им пользоваться в жизни, виновата не только система изучения, а вообще система образования в целом.

Язык — это инструмент общения. Чтобы в полной мере использовать его возможности, нужно уметь общаться вообще, хотя бы на своем родном. Высказывать свое мнение, не бояться ошибок и критики, а главное — иметь желание говорить, которое очень легко убить при первом же недочете или вольности, допущенным у доски.

В школе вообще и на уроках иностранного языка в частности нужно создавать комфортную атмосферу для общения. Когда ученик видит заинтересованность, открытость и отзывчивость учителя, он сам захочет говорить на иностранном языке, лишь бы его слушали. А если он захочет говорить, то никакие старые грамматико-переводные методы обучения его не остановят.

Чаще всего людям, изучавшим язык в школе, для общения за границей недостает не знания каких-то отдельных слов, а именно уверенности.

Многие даже на родном языке не решаются спросить дорогу. Главная задача учителя — не впихнуть как можно больше знаний, а не отбить желание общаться и научить учиться и использовать полученные знания.

Пусть ребенок знает только названия животных и глагол to be, но, если ему интересно, он сам потом доучит все необходимое, когда физиологически будет готов к этому.

Чтобы выучить язык и говорить на нем, надо его понять и почувствовать. Теоретическая грамматика помогает систематизировать знания и использовать уже знакомые конструкции с новыми словами. Но эта теория не должна подразумевать зубрежку.

Ее задача — помочь понять, поэтому в рамках изучения языка для личных бытовых целей грамматика может и должна преподноситься в упрощенной форме, без нагромождения формулировок и пустых терминов.

Простое и логичное объяснение, несколько примеров, несколько письменных упражнений и много-много устной практики с «подглядыванием в листочки» — и ученик сможет и еду за границей заказать, и рецепт спросить, и новый предложить, и оставить контакты для дальнейшего культурного обмена.

Современные школьные программы по английскому языку ориентированы на интуитивное изучение, когда на начальном этапе почти ничего не объясняется, а ученики просто повторяют за учителем и запоминают шаблоны.

Как правило, родители где-то через год-два обнаруживают, что их дети не умеют ни читать, ни писать, ни говорить по-английски, а знают только небольшое количество слов и шаблонных конструкций, которые они не умеют применять вне школьной программы. Сама идея интуитивного обучения прекрасна, но втиснутое в рамки школьной программы и массового обучения оно не обеспечивает длительного, регулярного, непринужденного, контролируемого, но при этом не ограничиваемого погружения в языковую среду.

В результате дети что-то знают, но не знают, что именно. Родители в панике ищут репетитора, тот пытается собрать из обрывочных знаний целостную картину, а учителя в школе, задавленные требованиями сверху, отчетами и комиссиями, с облегчением перекладывают задачи объяснить и научить на плечи репетиторов и выполняют лишь контролирующую функцию, зачастую больше мешающую, нежели помогающую ребенку вникнуть в предмет.

В школах с углубленным изучением языка, наоборот, перегружают грамматикой и почти не дают говорить и слушать. При этом молодые учителя, опять-таки подгоняемые требованиями сверху, начинают задавать тонны домашней работы, якобы направленной на отработку полученных знаний.

На деле же дети настолько выбиваются из сил, что просто перестают что либо соображать. Так, летом здоровый второклассник, не загруженный школой, прекрасно справляется со сложными задачами и темами, а спустя неделю после первого сентября вдруг начинает допускать глупые ошибки и становится совершенно рассеянным, что неудивительно при наличии такого объема домашнего задания по английскому, когда даже взрослый репетитор, не тратя время на раздумья, просто физически не способен выполнить все меньше чем за час.

-2

Грамматику не стоит отрабатывать огромным объемом письменных упражнений. Она нужна для того, чтобы строить фразы, использовать слова в речи, поэтому необходима постоянная устная практика, а учебники с правилами должны служить ориентирами и помощью.

Обучение любому предмету должно быть основано прежде всего на желании, интересе и потребности в знаниях.

Для этого должны быть созданы условия как для учеников, так и для учителей. Невозможно представить себе благотворный процесс обучения среди учеников, которые хотят есть, спать, гулять и играть. Или вы их просто ничему не научите, или вы их сломаете и ничему не научите. Одна моя знакомая учительница биологии разрешала во время лекции на уроке тихонько ходить по классу или слушать с закрытыми глазами — это помогало детям не отвлекаться от лекции, удовлетворяя при этом потребности своего организма в отдыхе или движении.

Кроме того, очень сложно научить человека тому, что ему не нужно. Дети особенно чувствительны к этому. Если они не видят прямой связи между предлагаемым материалом и их повседневной деятельностью, они всеми силами будут противиться такому обучению.

Многие называют это ленью, а на самом деле это просто разумная рационализация своих ресурсов: зачем мне тратить на это время и силы, если это мне не нужно для выживания и удовлетворения основных потребностей моего организма?

Думать на несколько десятков лет вперед дети не умеют. Бесполезно пытаться объяснить им, что английский язык поможет им заказать котлетку или заработать на нее, когда им будет двадцать лет. Нужно понять потребности своих учеников и подстроить под них программу, представив иностранный язык как инструмент улучшения их жизни здесь и сейчас, а не в следующем веке.

Анна БЕЛОВИЦКАЯ
Анна БЕЛОВИЦКАЯ

Больше интересного на официальном сайте журнала "РАБОТНИЦА"

Делитесь нашими материалами в социальных сетях!

Ждем Ваших комментариев! Подписывайтесь на наш канал!