4 современные задачи фитодизайна
Зелёное пространство стало роскошью для жителей бетонных джунглей, да и природа за городом часто оставляет желать лучшего. У фитодизайна появляются новые серьёзные задачи.
1. Восстановление утраченного контакта с природой
2. Психологический комфорт в стрессовом ритме жизни
3. Способ обратить внимание мировой общественности на экологическую ситуацию в мире
4. Рекламно-имиджевая: рестораны, отели, салоны больше немыслимы без растений. Плюс организация пространства.
Интересно: зарубежные коллеги не используют термин phytodesign.
Киев, конец 1970-х
Фитодизайн как термин ввёл академик Гродзинский в конце 1970-х. Тогда в Киеве вместе со своими коллегами он провёл массу исследований на базе Центрального Ботанического сада. Результатом стала монография “Фитоэргономика”. А мы получили знания об очистительных свойствах растений, которыми пользуемся до сих пор.
Фитодизайн — использование живых растений для улучшения среды существования человека в искусственных системах.
В то время на пике популярности был промышленный дизайн и озеленение — пространство должно было повышать производительность труда. Поэтому исследования Гродзинского были не на тему красоты, а на стыке биологии, ботаники и медицины.
6 исторических задач фитодизайна
5. Эстетико-психическое воздействие через красоту
6. Тонизирующее и успокаивающее воздействие
7. Обеззараживание, оздоровление за счёт летучих фитонцидов
8. Очищение воздуха от газов, пыли, дыма
9. Биоиндикация — растения как индикаторы загрязнения воздуха
10. Изучение растений в интерьерах в поисках хорошо растущих видов
К слову, термин «фитонциды» предложил тоже Гродзинский. Просто говоря — это возможность растений обеззараживать воздух. Фитонциды вошли в употребление, но всё же не стали профессиональным термином.