Найти тему
Sibtimes*

Перемен не ждем: как кадровый голод влияет на состав руководителей Новосибирской области

В начале марта в Новосибирске объявили единственного кандидата на пост детского омбудсмена – экс-сенатора Надежду Болтенко, сейчас занимающую пост в облправительстве. Несколькими днями ранее должность в муниципалитете получил бывший заместитель мэра Владимира Городецкого – Виктор Воронов. В чем причина таких политических перестановок и есть ли реальная сменяемость власти в руководстве области и города, разбирался Sibtimes.
В начале марта в Новосибирске объявили единственного кандидата на пост детского омбудсмена – экс-сенатора Надежду Болтенко, сейчас занимающую пост в облправительстве. Несколькими днями ранее должность в муниципалитете получил бывший заместитель мэра Владимира Городецкого – Виктор Воронов. В чем причина таких политических перестановок и есть ли реальная сменяемость власти в руководстве области и города, разбирался Sibtimes.

Почетные места для «ветеранов»

О должности омбудсмена для Надежды Болтенко говорили еще в октябре 2018 года – только не детского, а «взрослого». Тогда место Надежды Болтенко в Совфеде занял бывший губернатор Владимир Городецкий, и экспертное сообщество называло ситуацию результатом аппаратной двухходовки. Экс-сенатора, по сути, «разменяли» на Городецкого, пообещав достойную альтернативу. Вот только идея предложить кресло омбудсмена для Надежды Болтенко, как говорили злые языки, вызвала шквал критики на разных уровнях.

Осенью 2018 года, уполномоченным по правам человека в Новосибирской области на новый срок все же осталась Нина Шалабаева, а Надежда Болтенко вскоре получила должность замруководителя администрации губернатора и правительства. Сейчас ее выдвинули в детские омбудсмены. Кандидатура экс-сенатора оказалась единственной, впереди – депутатское голосование.

Как объясняет Sibtimes секретарь Новосибирского отделения партии «Единая Россия» Андрей Панфёров, выбор пал в пользу Надежды Болтенко во многом из-за ее парламентского опыта и образования(она врач-педиатр). «Мы, безусловно, поддерживаем эту кандидатуру», – заявил Панфёров.

Многие эксперты считают, что важнее здесь не опыт работы с детьми, а те самые «отступные». По словам политтехнолога, директора «Центра деловой жизни» Андрея Кузнецова, речь (как и в ситуации с Вороновым) идет «о пристраивании ветеранов политической системы, которые хотели бы еще поработать, пусть и не на первых ролях».

Риски для губернатора

Пока региональное Заксобрание тасовало омбудсменов, в облправительстве тоже произошли некоторые перестановки. За время своей работы – и в должности и.о., и действующего губернатора – Андрей Травников поменял нескольких министров, включая глав Минстроя, Минздрава, Минпромторга, министерства ЖКХ и др. Заметным назначением стал приход на место вице-губернатора Андрея Жукова, успевшего поработать и в Санкт-Петербурге, и в Сочи, и в Крыму. Сейчас он – куратор «Академгородка 2.0», важнейшего имиджевого проекта для губернатора Травникова.

При этом «на первых ролях» в руководящем звене Новосибирской области осталось немало управленцев еще из команды бывшего губернатора Владимира Городецкого. Свои места в правительстве сохранили первый вице-премьер Владимир Знатков, первый замгубернатора и «политический зам» Юрий Петухов, заместители губернатора Сергей Нелюбов, Сергей Сёмка и др. Некоторых из новых министров тоже не назовешь совсем уж «новыми». Так, глава Минстроя Иван Шмидт до этого работал в мэрии, а назначенный в январе глава регионального Минпромторга Андрей Гончаров ранее руководил Кировским районом Новосибирска.

Политологи, общественники, и депутаты признают: Андрей Травников в работе во многом опирается на старую, «проверенную в бою» команду бывшего главы региона. Так в сфере деятельности Владимира Знаткова остаются важные для области проекты – скандальный четвертый мост через Обь, многострадальная мусорная концессия, строительство новых поликлиник и перинатального центра. Вот только причины такого губернаторского доверия эксперты объясняют по-разному.

Как считает политолог Андрей Кузнецов, для массового обновления руководящего звена сейчас просто нет предпосылок: «В сегодняшней реальности любое публичное кадровое решение для первого лица – это персональный репутационный риск. Если новый кадр оплошает, оскандалится, проворуется, это бросит тень на его непосредственного руководителя».

Представители новосибирской оппозиции нежелание губернатора кардинально менять команду расценивают как равнодушие к судьбе чужого региона. «Краткосрочные задачи [губернатора] видны невооруженным взглядом. Это обеспечение интересов определенных олигархов и их безболезненное вхождение в Новосибирскую область (концессионера поликлиник и моста через Обь, группу «ВИС», связывают с фамилией олигархов Ротенбергов – прим. Sibtimes), – считает координатор Новосибирского отделения партии «Россия будущего» Андрей Гладченко. – Специалисты полагают, что, обеспечив безвозвратный запуск ряда проектов, Травников отправится «на повышение», даже не досидев одного срока в губернаторском кресле. Поэтому менять команду под себя ни малейшего резона у него нет, и точечные замены происходят в основном по тактическим поводам».

В кадровой яме

Кроме осторожности Андрея Травникова и его нежелания строить долгосрочные планы эксперты видят и другую причину «несменяемости» чиновников – банальную нехватку профессиональных управленцев. По мнению эксперта фонда «Сибирская политика» Игоря Украинцева, у губернатора сейчас есть два базовых кадровых оплота: Вологодская область и Санкт-Петербург, где он работал до приезда в Новосибирск.

«Образовательный уровень новосибирцев позволяет и здесь искать профессиональные кадры, дабы не тратить время на адаптацию вологодских специалистов. А что касается петербуржцев, не думаю, что отличный специалист из Петербурга будет гореть желанием уехать в Новосибирск. Тем более учитывая те же адаптационные проблемы – ведь у нас к варягам относятся довольно настороженно, и Андрей Травников здесь скорее исключение», – рассказал Sibtimes политолог.

Как считает глава новосибирской «ЕР» Андрей Парфёнов, опытные кадры – это хорошо, но нужно делать ставку на новые лица, ведь рано или поздно «скамейка запасных» опустеет. «Я езжу на партийные форумы, и вижу, что смена в сторону молодежи в партии происходит. Да, есть старые управленцы, но если мы не будем искать, привлекать людей, [сегодняшние специалисты] с возрастом потеряют весь интерес и желание работать. Поэтому я бы рекомендовал нашим руководителям присмотреться к молодежи, дать им возможность перспектив и роста и вхождения в исполнительную власть».

Кадровый голод – ситуация, характерная не только для Новосибирска, но и для всей страны. Не случайно на федеральном и региональном уровнях множатся конкурсы для руководителей: самый яркий пример – «Лидеры России». Но даже подобные управленческие программы не помогают, уверен Игорь Украинцев. По его мнению, талантливые люди зачастую не хотят идти на государственную или муниципальную службу – начинать карьеру приходится с самых низов, требований к специалистам много, а риски при этом огромные. Вплоть до уголовных преследований.

Востребованы всегда?

Поэтому перспективные управленцы нередко предпочитают госслужбе крупный бизнес. Один из примеров – бывший врио вице-губернатора Станислав Тишуров, который вернулся на работу в новосибирский «Россельхозбанк» после недолгого пребывания на чиновничьем посту летом 2018 года.

«Госслужба сегодня требует высокой компетентности, самоотверженности в плане личного времени и интересов, деловой чистоплотности и, в то же время, традиционного для российского чиновничества умения прикидываться дураком при начальстве. Далеко не каждый талантливый руководитель обладает полным набором нужных качеств», –замечает Андрей Кузнецов.

Профессионалы госслужбы могут оставаться востребованными практически до конца жизни, говорят политологи. Руководству Новосибирской области такая ситуация пока не грозит: несмотря на «новый старый» состав, средний возраст министров в облправительстве – всего 49 лет. На руководящие должности приходят люди из мэрии, СО РАН, профильных учреждений (глава Минздрава Константин Хальзов, например, до назначения возглавлял местное отделение «Центра крови»). По всей видимости, новосибирская «скамейка запасных» еще полна – а справится ли с работой обновленное правительство, покажет будущее.

Впереди – и строительство Четвертого моста, и реанимация Академгородка, и молодежный чемпионат по хоккею. Эти проекты станут определенным барометром эффективности объединенной команды Травникова-Городецкого. При этом точечные «чистки» команды продолжаются: так в феврале по подозрению в хищении госсредств арестовали главу правительственного хозуправления Наталью Малиновскую. Она занимала свой пост с 2013 года. И если Малиновская с другими фигурантами дела – это наследие старого правительства, то руководители, назначенные Травниковым, по итогам запуска и работы больших областных проектов уже будут нести персональную ответственность. А он, по сути, – нести ответственность за свой выбор министров, которым сохранил посты.