Что есть насилие в семье? Вынудить любимого сына признаться, почему он на самом деле не жаждет отвезти девушку на озера - это насилие? А поставить воспитанного в религии перед выбором: покинуть отчий дом или согласиться на сомнительную процедуру "ампутации гомосексуальности"?
Что есть насилие в социуме? Требовать прилюдно рассказывать о грехах родственников и своих отклонениях от христианской морали - это насилие? А колотить Библией по добровольно склоненной в покаянии голове, искренне надеясь, будто это поможет изгнать беса? Ну, а подвергнуть акту содомии доверчиво подпустившего к себе в кровать единомышленника, зажав тому рот - хоть это-то классифицируется уголовным кодексом однозначно? А если тому понравилось, и хочется продолжения?
Размышляя об этих и подобных вопросах, можно удержать себя от скуки отстраненного наблюдения за эволюцией мировоззрений героя, постепенно созревающего из послужного пасторского сына в убежденного противника конверсионной терапии. Способствует этому и открытое лицо Лукаса Хеджеса, четко выражающее эмоции его персонажа в общении с недвижимой глыбой отцовской фигуры, доброжелательным и недалеким "экзорцистом-самоучкой" в исполнении Джоэля Эдгертона (это второй режиссерский проект австралийца, отсюда и его звезды-соотечественники в малобюджетной постановке), его помощником-гомофобом (басист RHCP явно перестарался - в реальности бы к такому преподавателю, думаю, лишь заядлый мазохист мог вернуться, какими бы карами не угрожали родные) и пациентами "богоугодного" заведения. Последние, как нам постепенно покажут, олицетворяют весь спектр возможных результатов лечения: кто-то осваивает мастерство лицедейства, кто-то и впрямь выкорчевывает из душы корни осуждаемой окружением любви (без особых шансов, впрочем, заполнить эту пустоту чем-то благотворным), кто-то просто умирает для пущей иллюстрации преступной псевдоврачебной практики...
Создателям, разумеется, интереснее те, кто способен превратить собственную немочь в силу и подняться на борьбу с гонителями. Борьбу не делом: об этом чуть раньше другой фильм сняли, предназначенный прежде всего пассионарным подросткам. Этот же в большей степени направлен их родителям, которые к воздействию словом больше восприимчивы. И в третьем акте он благополучно достигает своей цели, полностью оправдывая участие оскароносных Кроу и, прежде всего, Кидман. Николь, надо отметить, еще и по патриархальным традициям успевает неплохо проехаться, и этот побочный эффект может показаться для широкой публике гораздо универсальнее, чем количество прихожан в сектах по какому-бы то ни было “самоулучшению”.