Если вы учились в музыкальной школе, то вы знаете, что на самом первом уроке сольфеджио учитель рисует на нотном стане 7 нот, названия которых известны почти всем: до,ре,ми,фа,соль,ля и си. Затем некоторые ученики замечают, что слово "сольфеджио" созвучно нотам фа и соль - и они совершенно правы! Именно эти две ноты дали название целой науке. Но откуда произошли названия нот? Кто их придумал и почему они рисуются именно так?
Создал нотную грамоту итальянский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо), живший почти 1000 лет назад. Преподавая музыку и хоровое церковное пение при разных храмах, он много времени уделял созданию универсальной нотной грамоты.
Стремясь к более легкому способу заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему сольмизации (способ распева мелодий с помощью условных слогов, назначенных для каждой ступени звукоряда) на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes
(В переводе с латинского: "Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн"):
Все названия нот, кроме первого, удобно петь, долго тянуть звук, так как они заканчиваются на гласную букву. Поэтому название первой ноты "ut", в XVI веке заменили на do (есть версия, что название произошло от первого слога латинского слова Dominus – Господь).
До изобретения монахом Гвидо нот, существовали так называемые "невмы", которые представляли собой крючки, которые показывали только направление мелодии, но не давали конкретную высоту каждого звука. Поэтому музыка носила импровизационный характер.
Гвидо начал отмечать звуки нотами (лат. nota – знак). Ноты выглядели в виде заштрихованных квадратиков и размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. В современной системе добавилась пятая линия и ноты изображаются полукругами.
Спасибо за внимание! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал! :)