История Габриэль Шанель - это классическая диккенсовская драма о нищенке, которая стала королевой - королевой мира моды. Шанель родилась 19 августа 1883 года в очень бедной семье. Ее родители были не женаты и пристроили девочку в приют, где после смерти матери она осталась на попечении католических монахинь.
Все, что окружало Шанель во время ее бедного детства, легло в основу ее творчества и послужило вдохновением для будущих коллекций, созданных для богачей. Начало 1920-х годов ознаменовало новую эру для женщин – эру свободы. Простой стиль, который предлагала Шанель, был именно тем, чего хотели девушки того времени. Она придумала так называемый genre pauvreили «нищий стиль» и одела женщин из высшего общества в мужские свитера из джерси, белые воротнички и манжеты официанток, форму механиков, и рубахи моряков.
Сама Шанель комментировала это так: «Некоторые считают, что роскошь - это противоположность бедности. Это не так. Роскошь - это противоположность пошлости».
И эта простота стала частью обаяния стиля Chanel. Ее модели можно было легко скопировать и запустить в массовое производство. Но она была не против и не пыталась помешать этому, в отличии от других парижских дизайнеров. Однажды она сказала: «Как-то раз тридцать лет назад, я ужинала в Жиро. Я насчитала 23 женщины, одетых в платья Chanel. Но только одно из них было из моего ателье. И мне показалось это очень лестным».
Габриэль Шанель стала воплощением моды - все что она делала становилось популярным. Вернувшись с Ривьеры, она ввела в моду загар. Однажды она надела мужской тренч на гонки. На следующий день тренчи стали носить все.
Очень скоро сирота из французской провинции стала невероятно богатой женщиной и радовалась своим деньгам, ведь, по ее словам, «они дарят свободу». Шанель носила жемчужное колье стоимостью 75 000 долларов в качестве аксессуара к своим простым платьям. А чтобы добиться более драматического эффекта, она сочетала его с бижутерией, которую ввела в моду.
Существует мнение, что Шанель смогла добиться успеха благодаря своим связям с богатыми мужчинами. Она не умела рисовать и не любила шить, но ее детство воспитало в ней изворотливый и острый ум, а так же неистребимый инстинкт выживания. Эти качества помогли Шанель преуспеть, но не принесли ей счастья в личной жизни. Красивая и острая на язык («Как маленький черный лебедь», - писал Жан Кокто;«Как маленький черный бычок», - писала Сидони Габриэль Колетт)- Коко заводила один любовный роман за другим, но никогда не выходила замуж.
Ее оппортунизм сыграл с ней злую шутку после Второй мировой войны, когда за производителем самого известного аромата мира потянулся не очень приятный шлейф. Всем было известно о том, что Шанель крутила роман с немецким офицером, сотрудничала с нацистами во Франции и возможно даже была их шпионом.
Когда в 1954 году состоялся первый после войны показ Chanel, общество было настроено крайне негативно. Ее связь с немцами еще не была забыта. Однако, ее модели смогли вернуть себе расположение модниц всего мира, и вскоре ее коллекции скупались партиями как в Европе, так и в США. Возможно, репутация Габриэль Шанель так и не восстановилась, но классический костюм отChanel сохранил свое место в мире моды.
В 1960-х Шанель снова бросила вызов fashionсообществу, выступив против самой популярной новинки того времени - мини-юбки. Она высказала свое мнение достаточно однозначно: «Dégoütant! Теперь я знаю, почему мужчины разлюбили женщин». И она до конца придерживалась своего мнения – юбка должна быть чуть ниже колена.
Некоторые историки моды считают, что Кристиан Диор и Габриэль Шанель – единственные модельеры в истории, создавшие совершенно новый стиль. Диор, потому что он перевернула мир моды после Второй Мировой Войны, а Шанель, потому что она сделала это после первой. В нашем представлении женщина 1920-х одета в простое черное платье Chanel, а женщина 1950-х – в платья new look от Dior. И сегодня с их моделями ассоциируются целые эпохи.
Хотя бы по этой причине Шанель занимает особое место в мировой истории. Как говорила сама Мадемуазель, комментирую свой отказ выйти замуж за Герцога Вестминстерского: «Существует уже три Герцогини Вестминстерские. Коко Шанель же есть только одна». И никто никогда не займет ее место.