Вдогонку 8 марта
Месяц с небольшим тому назад, 4 февраля 2019 года, во Франции скончалась на 104 году жизни одна из последних, если не последняя, живая свидетельница исхода белой армии из Крыма в 1920 году - баронесса Ирина Владимировна фон Дрейер.
Отец Ирины Владимировны, генерал-майор Владимир Николаевич фон Дрейер (1876-1967) был участником белогвардейского подполья в Москве. Однако личный конфликт с Деникиным не позволил ему вступить в ряды Добровольческой армии. Ему отказали, заподозрив в германофильстве и связях с немцами, хотя суд его полностью оправдал. Но поскольку личное распоряжение Деникина осталось в силе, компромиссным решением для Владимира Николаевича стала работа в качестве военного корреспондента при Белой армии.
В 1920 году Владимир фон Дрейер вместе с женой и детьми уехал в Константинополь. Как писала Ирина: "Поставленная перед выбором между изгнанием, пытками и ужасной смертью от рук большевиков, наша семья навсегда покинула Россию-матушку". Старые дореволюционные связи позволили открыть бакалейную лавку на Елисейских полях. Ирину определили на обучение в католический пансион, но русская девочка отказалась переходить в католичество, поэтому жизнь в пансионате давалась ей тяжело.
При этом, по словам современников, Ирина фон Дрейер выросла девушкой впечатляющей красоты и аристократических манер. В 1936 г. русский журнал «Иллюстрированная Россия» провел в Париже очередной, уже десятый по счету, конкурс "Мисс Россия". Ирина заняла на нем второе место.
За свою жизнь Ирина Владимировна трижды выходила замуж за французов, у нее было семеро детей. Она объездила весь свет, но никогда не бывала в России вплоть до 2015 года.
Тогда, в ожидании своего приближающегося столетия, она, по задумке своего сына Фомы, решила исполнить свою мечту - отметить 100 лет в России. Она обратилась с письмом к президенту Владимиру Владимировичу Путину, в котором просила о получении гражданства Российской Федерации. Ирина Владимировна писала: "15 декабря этого года мне исполнится 100 лет. Мое самое сильное желание перед тем, как я отойду к Господу Богу, — отпраздновать день рождения на моей обожаемой Родине, будучи ее настоящей гражданкой". Её просьба была удовлетворена и она провела 6 дней в России, уже будучи полноправной гражданкой РФ.
Но, конечно, о переезде в Россию на 101 году жизни не могло быть и речи. Поэтому скончалась она в Париже и была похоронена в семейном склепе на территории православной часовни Сент-Женевьев-де-Буа. Там же покоится и ее отец, и многие другие офицеры Белой армии.
Вне зависимости от чьего бы то ни было отношения к дворянам, подобным эмигрантам, Белому движению, с уверенность можно сказать, что всю свою долгую жизнь Ирина Владимировна фон Дрейер оставалась русской аристократкой, со всеми вытекающими.
Воспользуюсь еще одной цитатой из письма Путину: "Для меня важно быть русской, я не хочу быть никем другим. Я хочу умереть русской, предстать перед Богом русской".