Найти тему
Е-катарсис

MADE IN URAL. Алексей Денисов-Уральский: самый уральский на Урале

Влада Позднякова

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств до 31 марта проходит выставка «Возвращение. Неизвестные произведения А. К. Денисова-Уральского из коллекции Р. Хасанова».

В течение долгих десятилетий имя нашего замечательного земляка Алексея Козьмича Денисова-Уральского (1864–1926) было незаслуженно забыто, и подобные выставки помогают восстановить историческую справедливость.

Алексей Козьмич Денисов-Уральский
Алексей Козьмич Денисов-Уральский

Будущий художник родился в Екатеринбурге в семье потомственных камнерезов, поэтому начал свою художественную деятельность с традиционных уральских сувениров: насыпные иконы, каменные коробочки и минералогическое горки, которые все еще актуальны среди туристов.

Алексей Козьмич пытался поступить в Академию Художеств в Санкт-Петербурге, но у него не получилось. После неудачи хотел сойти с пути художника, но его друг Дмитрий Мамин-Сибиряк вовремя рассмотрел в нем талант и воодушевил на последующие работы. Вместе они вспевали любовь к реке Чусовой (все еще популярное место для создания эффектных этюдов) — кто словом, кто кистью. Кстати, именно по примеру писателя Денисов добавил к своей фамилии столь важный для него топоним — «Уральский». Нередко художественные заслуги Денисова-Уральского принижают, но его акварели говорят сами за себя: в такой «капризной» технике ему удавалось сделать весьма тонкие работы.

-2

В Северной столице Алексей Козьмич открыл ювелирную мастерскую, где работали наиболее талантливые мастера-камнерезы с Урала, художественная продукция которых составляла реальную конкуренцию изделиям фирмы Фаберже. Например, Мария Федоровна и другие члены царской семьи покупали его камнерезную продукцию чуть ли ни сотнями (установлено по счетам в архивах).

Первым из русских предпринимателей Денисов-Уральский устроил минералогическую выставку в США и познакомил американскую публику не только с природными богатствами нашего края, но и с холстами. К сожалению, его работы не были вовремя оформлены по таможенным правилам, поэтому были конфискованы и разошлись по американским коллекциям.

Особого внимания заслуживает живописная серия Денисова-Уральского «Пожары», один из которых экспонировался раньше в постоянной экспозиции ЕМИИ. Самая величественная работа серии размером превышает 4 х 3 м. Сохранились отзывы критиков о том, что на некоторых выставках «Пожары» экспонировались с «интерактивным» элементом. В зале устанавливались печи, и зрителям казалось, что в помещении душно от самого пожара. Чем не иммерсивный элемент в музейном деле?

А. К. Денисов-Уральский. Лесной пожар. 1897
А. К. Денисов-Уральский. Лесной пожар. 1897

За текущей выставкой в ЕМИИ стоит уникальная история. Петербургский коллекционер Рифхат Хасанов в каталоге нашего музея ИЗО узнает картину «Первый снег», которая давно висит в его доме. Затем на русских торгах Sotheby's он покупает «Камень Высокий по Чусовой» Денисова-Уральского. Сам художник считал эту картину безвозвратно утраченной для России после сотрудничества с недобросовестным импресарио в США в 1904 году. Возродившийся интерес Рифхата Хасанова к творчеству А.К. Денисова-Уральского привел к тому, что за последующие пять лет в Россию были возвращены три полотна художника. Вместе с «Первым снегом» они и экспонируются сегодня в нашем Музее изобразительных искусств. Для Урала возвращение этих полотен на родину — очень важный прецедент, так как на данный момент работы Денисова-Уральского рассеяны по всему миру и полного каталога-резоне его наследия не существует.

А. К. Денисов-Уральский. Первый снег. 1909
А. К. Денисов-Уральский. Первый снег. 1909

Сама экспозиция камерная, и небольшое количество работ является скорее сильной стороной выставки, так как позволяет психологически легче погрузиться в одно отдельное произведение. Хотя картины выполнены в духе реализма, зритель может наблюдать импрессионистический эффект, когда издалека картина выглядит удивительно четко, а при ближайшем рассмотрении отдельные мазки становятся более явными. Рекомендую рассмотреть повнимательнее тоновые нюансы пейзажа, где бирюзовый может соседствовать с фиалковым. Выставка сопровождается историческими справками, что расширяет контекст восприятия творческого наследия мастера.

А. К. Денисов-Уральский. Камень Высокий по реке Чусовой. 1901
А. К. Денисов-Уральский. Камень Высокий по реке Чусовой. 1901

Идентификация значения творчества Денисова-Уральского, масштаба его таланта находится в стадии формирования. Да и тема уральской самоидентификации сегодня звучит более чем актуально. «Урал представляет в своем роде единственное в мире зрелище», — эти слова уральского живописца приводятся в каталоге выставки ЕМИИ 2014 года «…Более, чем художник», посвященной 150-летию Алексея Козьмича.

На мой взгляд, именно колоритная фигура Алексея Денисова-Уральского может стать той жемчужиной, которая когда-то была утеряна из ожерелья уральской идентичности.