Найти в Дзене
РУССКИЙ МЕЧ

Кровавая победоносная фрама.

Оружие Тевтобургского леса. Первое сокрушительное поражение, остановившее экспансию Римской империи, было нанесено римлянам в знаменитой битве в Тевтобургском лесу. В ходе сражения восставшие германские племена полностью уничтожили три римских легиона. В результате этой битвы, как написал римский историк Флор «…было то, что империя, которую не задержало побережье океана, была остановлена на берегу реки Рейн…». Римляне больше не предпринимали попыток захватить и удержать территории за Рейном, и Германия оказалась навсегда потерянной для Римской империи. Но как удалось германцам победить несокрушимые римские легионы? Римский историк Тацит, живший почти столетие после этой битвы, пишет об исключительной бедности германцев, не имевших ни доспехов, ни хорошего оружия. А исход битвы, как известно, зависит не только от полководческого таланта вождя и мужества воинов, но и от их вооружения. Самый гениальный замысел может быть обречён на провал, если для его реализации применили негодное ору

Оружие Тевтобургского леса.

Первое сокрушительное поражение, остановившее экспансию Римской империи, было нанесено римлянам в знаменитой битве в Тевтобургском лесу. В ходе сражения восставшие германские племена полностью уничтожили три римских легиона. В результате этой битвы, как написал римский историк Флор «…было то, что империя, которую не задержало побережье океана, была остановлена на берегу реки Рейн…». Римляне больше не предпринимали попыток захватить и удержать территории за Рейном, и Германия оказалась навсегда потерянной для Римской империи.

Битва в Тевтобургском лесу
Битва в Тевтобургском лесу

Но как удалось германцам победить несокрушимые римские легионы? Римский историк Тацит, живший почти столетие после этой битвы, пишет об исключительной бедности германцев, не имевших ни доспехов, ни хорошего оружия. А исход битвы, как известно, зависит не только от полководческого таланта вождя и мужества воинов, но и от их вооружения. Самый гениальный замысел может быть обречён на провал, если для его реализации применили негодное оружие, и самый сильный воин будет побеждён, если его оружие не способно поразить врага.

Однако, согласно историческим сведениям вооружение германцев определялось большим недостатком у них металла. Вот, что сообщает по этому поводу Тацит, цитируя речь римского полководца Германика перед одним из сражений ("Анналы", II, 14). По его утверждению, лишь первый ряд германцев вооружен копьями, остальные же имеют лишь "обожженные на конце или короткие дротики". Получается, что большая часть германского войска вооружена лишь палками, обожжёнными на конце. И этим-то оружием они разбили три римских легиона?!

Едва ли такое возможно. Может быть знаменитый историк ошибся или воспользовался недостоверными источниками?

Вероятно, так оно и было, потому что в своём сочинении «Германия» Тацит проявляет большую осведомлённость относительно вооружения германцев. И вот здесь он пишет, что германцы имели мало длинных копий и мало мечей, а затем – что их главное оружие называется "фрамой". Об этой фраме Тацит упоминает во многих местах своего сочинения. При этом, судя по описанию, это оружие походило на копьё, но не было таковым, поскольку о нём автор сообщает со священным трепетом, называя его не иначе, как "кровавой и победоносной фрамой".

Что же это за оружие? Чем же германцы разгромили римские легионы?

Историки до сих пор спорят об этом, выдвигая самые разные версии.

Но мы попробуем сами разгадать эту загадку, применив, как всегда, логику и известные исторические факты.

Итак – историческое расследование: что же такое ФРАМА? И почему именно это оружие помогло германцам разбить непобедимых римлян?

В нашем распоряжении летописные источники в виде сочинений уважаемого историка Тацита и кое-какие находки, которые помогут нам увидеть реальный вид этой легендарной ФРАМЫ.

Начнём с Тацита. В 6-й главе его "Германии", где автор рассматривает оружие германцев, написано: "Там не имеется в избытке даже железа, что ясно видно из формы их оружия. Они редко пользуются мечами или длинными копьями. Копья, или, по их собственному выражению, фрамы, они снабжают железными остриями, узкими и короткими, но настолько острыми и столь удобными для употребления, что они сражаются тем же самым оружием и вблизи и издали, в зависимости от обстоятельств".

Из этого описания можно сделать следующие чёткие выводы:

1. Фрама – это разновидность копья,

2. Наконечник фрамы узкий и короткий, но очень острый,

3. Фрамой можно бить вблизи, но и метать на расстояние,

4. Фрама – это не длинное копьё, ибо такими копьями пользуются редко, а фрама является главным оружием, т.е. самым массовым.

О том, что фрама является самым распространённым среди германцев оружием говорит и частота, с которой Тацит упоминает о ней. Так о фраме в «Германии» упомянуто более шести раз (стр. 6, 11, 13, 14, 18, 24) в то время, как о боевом топоре германцев, который так любят показывать в кино в виде огромной секиры, упомянуто много позже и всего один раз.

Зацепившись за то, что Тацит назвал фраму копьём, многие историки решили, что это обычное копьё тяжёлого пехотинца, типа копья гоплита. Однако, такие копья, как правило, длинные, что сразу входит в противоречие с утверждением Тацита, что длинные копья германцы используют редко. Кроме того, если бы это было обычное копьё, историк не стал бы уделять ему столько внимания, снабжая его описание хвалебными комментариями вроде "кровавой и победоносной фрамой".

И вот тут перед нами появляется интереснейшая находка в виде разновидности бронзового топора или мотыги со втулкой на месте обуха, направленной перпендикулярно лезвию, в которую по предположению историков вставлялась коленчатая или прямая рукоятка.

-2

Историки дали этой находке обобщающее название «кельт», предположив, что именно такими топориками пользовались древние кельты.

Однако, нигде не сохранилось деревянных ручек подобных топоров, а насаживать такое лезвие можно было и на длинное копейное древко, а не только на деревянный клин, чтобы потом вбить его в рукоять и получить не очень надёжный топорик. Вот как это видно на следующей фотографии.

-3

Кроме того, если бы «кельт» насаживался на древко именно таким образом, то получался бы топор или топорик, причём весьма сомнительных боевых качеств – он не надёжен в креплении и не имеет каких-либо преимуществ перед другими видами оружия, особенно перед римским гладиусом. Тем более, что Тацит отдельно упоминает боевые топоры германцев. А фраму он относит не к боевым топорам, а именно к особому виду копья. Причём такому копью, которое позволяло германцам не только эффективно противостоять римлянам, но и даже побеждать их.

А для того, чтобы эффективно противостоять гладиусу нужно иметь оружие с большей зоной поражения, т.е. иметь возможность наносить удары, находясь вне зоны досягаемости для римских мечей.

Таким оружием могло быть только копьё. Но почему не обычное копьё, а именно фрама, и как мне представляется, именно с таким топорообразным лезвием, расположенным поперёк древка?

Для того чтобы понять это, нужно посмотреть на то, как были устроены римские доспехи и в чём была их сила и слабость.

Римский доспех легионера лорика сегментата появился, как раз в эпоху начала войн с германцами, и должен был обеспечить лучшую защиту торса легионеров от ударов германских длинных мечей, от которых прежний доспех лорика хамата (кольчуга) уже не спасала.

Доспехи лорика сегментата состояли из железных полос, изнутри попарно скрепленных на груди и спине кожаными ремнями, образуя таким образом обруч, охватывающий торс солдата. Нагрудные и спинные пластины крепились ремнями и пряжками, располагавшимися на спине внутри доспехов, а на груди — снаружи, так что, очевидно, солдат надевал её лишь наполовину собранной и был вынужден застёгивать спереди сам. Левая и правая нагрудные пластины также соединялись между собой ремнями.

-4

Как видно на этом рисунке римского доспеха кроме внутренних ремней, есть ещё ремни и застёжки, расположенные поверх защитных пластин.

Обычное копьё, попадая в такой доспех, не причиняло вреда его обладателю, поскольку не способно было пробить металлические пластины. Его острый конусообразный наконечник оставлял вмятину, в которой лезвие копья и застревало. Другое дело фрама, которая предположительно имела плоский долотообразный наконечник. Такое лезвие, ударяясь в пластины доспеха, начинало скользить вдоль поверхности прочного металла, натыкаясь на ремни, удерживающие эти пластины. Таким образом, в результате нескольких скользящих ударов фрамы, можно было срезать ремни, а вместе с ними и весь пластинчатый доспех с легионера или нарушить его целостность, за счёт чего лишить римлянина защитных преимуществ перед германскими воинами.

Очевидно, что после разрушения доспеха, следующие удары фрамы попадали уже непосредственно в незащищённый торс легионера, приводя его к гибели. Германцы же при этом могли действовать, находясь вне зоны поражения римского гладиуса.

Вот именно поэтому Тацит и назвал фраму кровавой и победоносной, обозначив её, как особый вид оружия.

Это было полу копьё – полу топорик, оружие, сочетавшее в себе преимущества и копья, и боевого топорика, и при этом лишённое недостатков этих видов оружия. Фраму можно назвать копьём с лезвием топора, или топором, насаженным на древко, как копьё.

Именно это оружие и стало оружием победы германцев в сражении с непобедимыми римскими легионами в Тевтобургском лесу.

Если Вам понравилась статья, то не забудьте поставить 👍 и подписаться на канал 👉 РУССКИЙ МЕЧ, чтобы не пропустить новых интересных статей и исторических расследований.

Хотите поспорить с автором? Отжигайте в комментах по полной!