Когда впервые сталкиваешься с избирательным процессом, то неизбежно начинаешь путаться в его этапах. Очень часто люди отождествляют процесс выдвижения и процесс регистрации. Иногда считают, что это разные и непересекающиеся между собой процессы. И либо думают, что раз выдвинулись, то mission complited, либо считают что нужно выбирать один из вариантов.
В реальности кандидата на выборную должность должна зарегистрировать избирательная комиссия, а для регистрации нужно выдвинуться. Выдвижение - это один из этапов большого процесса регистрации.
Как это происходит?
I этап – Выдвижение кандидата.
Для этого нужно собрать пакет документов, в который входят: заявление о выдвижении, данные о доходах кандидата, документ о его членстве в партии (опционально), копии паспорта и трудовой книжки, копия документа об образовании (оно необязательно должно быть высшим!), справка о судимости, если таковая имеется и еще сколько-то документов и справок. Их количество зависит от регионального избирательного законодательства. Или федерального, если это выборы в Государственную Думу или выборы Президента.
II этап – Открытие специального избирательного счета.
После того, как вы подадите пакет документов, и избирательная комиссия его проверит, вас признают выдвинувшимся кандидатом. Вы не получаете никакого удостоверения, но получаете разрешение открыть свой избирательный счет и вести законную финансовую деятельность в рамках избирательной кампании. Открыть счет можно только в отделении Сбербанка, другие банки этим не занимаются.
III этап – Сбор документов для регистрации.
Вот здесь у разных кандидатов разные пути. Иногда для регистрации требуется донести лишь справку об открытии счета и подтвердить, что поданные ранее документы все еще актуальны. Такое работает у парламентских партий. У остальных кандидатов может добавиться сбор подписей в поддержку регистрации кандидата, поэтому вынесем это как подпункт:
III.a - Сбор подписей избирателей в поддержку регистрации кандидата (списка кандидатов).
Количество подписей для сбора может быть разным - от 10, если ты баллотируешься в районный Совет Депутатов небольшого поселка, и до 100 000, если это президентская кампания. В целом, процесс сбора очень жестко регламентирован. Форма подписного листа берется из нормативно-правовых актов региона. В нее вносят данные кандидата или партии и потом эти подписные листы печатают в типографии, оплачивая все через специальный избирательный счет, открытый на предыдущем этапе. Иногда подписные листы можно распечатать на собственном принтере, но для этого нужно оплатить расходные материалы (краска для принтера, бумага) также с избирательного счета кандидата.
Брать подписи в поддержку выдвижения можно только у граждан РФ, проживающих на территории вашего округа, то есть у ваших непосредственных избирателей. Сборщики подписей в большинстве случаев должны зарегистрироваться и подтвердить свои полномочия сбора подписей у нотариуса. Это очень трудоемкий процесс, потому что избиратель должен не просто поставить свою подпись, но еще и предоставить свои паспортные данные. Обычно многие избиратели боятся оставлять где-то свой паспорт, боясь мошенников, поэтому отказываются ставить подпись вообще.
В части регионов и в части кампаний добавляется еще сбор подписей муниципальных депутатов в поддержку регистрации кандидата – это называют муниципальным фильтром.
III.b - Сбор подписей муниципальных депутатов в поддержку регистрации кандидата идет одновременно со сбором подписей избирателей. В прошлом году Илья Яшин и Дмитрий Гудков, баллотируясь в мэры Москвы, не смогли преодолеть муниципальный фильтр и сняли свои кандидатуры. Проблема муниципального фильтра для оппозиционных кандидатов в том, что им нужно получить подписи от депутатов, представляющих партию власти. Соответственно, процесс получения необходимого количества подписей затрудняется.
IV этап – Проверка документов кандидата, собранных для регистрации.
В это время избирательная комиссия проверяет собранные вами подписи и документы и выносит решение. Если вы ничего не фальсифицировали, нигде не ошиблись и правильно оформили документы, то вы перейдете к следующему этапу. Ваша задача - просто ждать. Иногда, может быть, участвовать в заседаниях избирательной комиссии во время проверки ваших подписей. Или судиться с избирательной комиссией, если вы не согласны с ее решением.
V этап – Регистрация кандидата.
После всех перепитий вы, наконец, получаете удостоверение кандидата от избирательной комиссии и можете начинать свою избирательную кампанию! Хотя к этому моменту многим кажется, что она уже должна подходить к концу, потому что на все эти 5 этапов было затрачено колоссальное количество средств и сил.
Что происходит после регистрации - будем рассказывать в следующих публикациях.