Вспомнился мне тут на днях разговор с работницей службы соцзащиты, состоявшийся несколько лет тому назад. В ходе этого разговора мы заговорили о наследственности. И я упомянул, что учёные всё более склоняются к мысли о наследуемости черт характера.
Моя собеседница горячо поддержала эту версию, поскольку, с её слов, в курсе целого ряда драматических ситуаций, сложившихся в семьях, которые сложились после усыновления или удочерения ими младенцев, чьи родители погибли или были лишены родительских прав. Так вот, в первую очередь касалось это детей неблагополучных родителей. Опасаясь подводить какую-либо статистику под все случаи, женщина, тем не менее, отмечала, что зачастую ребёнок, несмотря на, вроде бы, колоссальные воспитательные усилия вкупе с любовью и заботой, которой окружали его приёмные родители, вырастал неблагополучным. Как именно неблагополучным? Да по-разному. Тут и немотивированная агрессивность с жестокостью могли проявляться, и антисоциальные проявления вдруг откуда-то возникали, и много чего ещё. Причём часто у тех детей, кого взяли в семью рано, очень рано, когда тот же, к примеру, интернат ну никак не мог ещё отложить своего отпечатка. О чём тут думать, спросила она меня. Об огрехах и упущениях в воспитании? Или всё-таки об унаследованных чертах характера одного или обоих биологических родителей, которые взяли да проявились со временем, несмотря на благоприятную семейную обстановку?
Тут я и вспомнил. И про теорию наследуемости черт характера, подтверждаемую не только научными изысканиями, но и психиатрической практикой (уж за психопатами и их семьями не один год и не один специалист имели возможность наблюдать), и Эдгара Берроуза с его Тарзаном и его мыслями о въевшихся в кровь правилах и установках истинного джентльмена (а ведь когда читал, самому смешно было). А на днях прочёл про очередное научное исследование — и вспомнил тот разговор.
Исследование проводилось коллегами из университета штата Пенсильвания и охватывало 720 пар братьев и сестер. Жизнь добровольцев отслеживали на протяжение 13 лет. Работу по итогам исследования опубликовали в Behavior Genetics.
В течение всего этого долгого периода ребятам и девчатам давали анкеты, чтобы отследить, к примеру, такие моменты, как позитивное (похвала и отзывчивость) и негативное (крики, ругань и конфликты) воздействие родителей. Параллельно тестировались моральные качества по целому ряду параметров, в их числе оценивались ответственность в подростковом возрасте и сознательность при достижении совершеннолетия.
Потом проанализировали всё и увидели такую взаимосвязь: да, воспитание играет свою роль, и чем более оно позитивно было, тем выше были показатели ответственности и сознательности. Однако, выявилось также и то, что у сестёр и братьев, связанных кровным родством, такая корреляция прослеживалась чётче.
Был сделан следующий вывод: да, воспитание свою роль играет, но есть и другой фактор. Наследственный. И дети наследуют склонность вести себя определённым образом в ряде ситуаций.
Безусловно, сами исследователи подчёркивают, что полной чистоты эксперимента добиться не удалось, поскольку не учитывался фактор влияния внешней среды, окружавшей добровольцев в течение этих 13 лет, но тем не менее.
Мне же интересен ещё и вот какой момент. Обратная связь, так сказать. Если действительно всё так, и склонность как к определённому поведению, так и к определённым морально-этическим установкам наследуется, то каким образом и на протяжение какого ряда поколений она в роду откладывается в виде генетической программы? Достаточно ли одного героя (или, как вариант, паршивой овцы), чтобы внести изменение в генетику? На каком этапе привычка действовать именно таким образом, сформировавшаяся у одного человека, пропишется в его генном наборе?