Найти тему
Дом кино

Самые успешные женщины-режиссёры нашего кино

В Международный женский день мы решили вспомнить женщин, чей вклад в отечественный кинематограф невозможно переоценить. Они доказали, что могут снимать талантливые, яркие и глубокие фильмы наравне с мужчинами, и подарили зрителям десятки киношедевров, которые любимы многими поколениями.

Алла Сурикова

Путь в режиссуру у Аллы Суриковой был замысловатым — она провалила экзамены в институт лёгкой промышленности и пошла работать слесарем. Через год поступила в Киевский университет сразу на два факультета — филологический и механико-математический.

На съёмках фильма «Ищите женщину» с Александром Абдуловым
На съёмках фильма «Ищите женщину» с Александром Абдуловым

После выпускного устроилась ассистентом режиссёра, а вскоре окончила режиссёрские курсы Георгия Данелии — ёё короткометражная дипломная картина «Лжинка, или Маленькая ложь и большие неприятности» была удостоена приза Госкино УССР «За лучшую режиссуру» на Всесоюзном кинофестивале «Молодость».

Со съёмочной группой фильма «Человек с бульвара Капуцинов»
Со съёмочной группой фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

Всего через несколько лет Алла Сурикова уже была признанным мастером романтических комедий — «Суета сует» и «Будьте моим мужем» имели большой успех у зрителей и стали одними из лидеров проката. Потом была комедия-детектив «Ищите женщину» и комедия-вестерн «Человек с бульвара Капуцинов», за который Сурикова получила главный приз международного фестиваля «Женщины в кино» в Лос-Анджелесе. Кстати, мало кто знает, что это именно она придумала детский киножурнал «Ералаш»!

Татьяна Лиознова

-4

В 19 лет Татьяну Лиознову, первокурсницу ВГИКа, едва не отчислили — педагоги Сергей Герасимов и Тамара Макарова решили, что у юной девушки ещё слишком мало опыта для профессии режиссёра. Но студентка показала свои учебные заготовки, и мастера передумали. Лиознова доучилась до конца, а в качестве курсовой работы экранизировала «Кармен» — впоследствии танец из этого фильма Сергей Герасимов включил в свою «Молодую гвардию» как танец Любки.

На съёмках телефильма «Семнадцать мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым
На съёмках телефильма «Семнадцать мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым

Первым громким успехом Лиозновой стала мелодрама «Три тополя на Плющихе» с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым — за этот фильм она получила главную премию на Международном фестивале в Аргентине: «За реальное отображение событий человеческой жизни и за супружескую верность». Имя Лиозновой прогремело по всему миру после выхода 12-серийного телефильма «Семнадцать мгновений весны» — Штирлиц стал национальным героем, фразы из фильма моментально разошлись на цитаты, на протяжении сорока лет картина собирала у телеэкранов миллионы зрителей... Заслугу маленькой черноглазой женщины-режиссёра в правдивом, местами суровом отображении войны и в создании достойного образа врага признавали даже в Германии.

На съёмках фильма «Карнавал» с Ириной Муравьёвой
На съёмках фильма «Карнавал» с Ириной Муравьёвой

После «Семнадцати мгновений весны» Лиознова не садилась в режиссёрское кресло шесть лет — преподавала во ВГИКе. Творческое молчание прервала остросоциальная драма «Мы, нижеподписавшиеся» — фильм стал кинодебютом для Иосифа Кобзона, с которым Лиознова работала ещё над саундтреком к «Мгновениям». Тогда же началась дружба режиссёра с Ириной Муравьёвой — спустя год она пригласила актрису на главную роль в мелодраму «Карнавал».

Надежда Кошеверова

-7

Творить на экране волшебство было её призванием. Главная сказочница советского кино впервые обратилась к своему любимому жанру в разгар войны — в 1944 году сняла фильм-оперу «Черевички» по одноимённой опере Чайковского. И сразу же приступила к съёмкам следующей картины, которой было суждено прославить свою создательницу не только на родине, но и за рубежом — в Австрии, Франции, Финляндии, Швеции и даже в Японии. Это была «Золушка» по сценарию Евгения Шварца с Яниной Жеймо в главной роли — красивая, добрая сказка, которая стала для зрителей лучом света в трудное послевоенное время.

Со съёмочной группой фильма «Золушка»
Со съёмочной группой фильма «Золушка»

Впоследствии Надежда Кошеверова зарекомендовала себя и как блестящий комедиограф — под её началом была снята искромётная «Укротительница тигров» с Людмилой Касаткиной, яркая «Осторожно, бабушка!» с Фаиной Раневской, остроумный «Шофёр поневоле» с Сергеем Филипповым...

На съёмках фильма «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» с Олегом Далем
На съёмках фильма «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» с Олегом Далем

И всё же любимым жанром Кошеверой оставалась сказка. В трёх из них режиссёр сняла своего любимого актёра Олега Даля. Он сыграл солдата-кукольника в «Старой, старой сказке», стал призраком учёного в «Тени» и перевоплотился в героя народного эпоса в фильме «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». Сама Кошеверова оставалась верна своему делу до конца, и последней её киноработой тоже стала сказка — «Про влюблённого маляра».

Кира Муратова

-10

Будущая кинематографистка Кира Короткова родилась в Румынии в семье инженера. В годы войны жила с матерью в эвакуации в Ташкенте, после школы поступила на филологический факультет МГУ, а затем во ВГИК — в мастерскую всё тех же Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

На съёмках фильма «Короткие встречи» с Владимиром Высоцким
На съёмках фильма «Короткие встречи» с Владимиром Высоцким

В 1961 году Кира Георгиевна стала режиссёром Одесской киностудии и вскоре дебютировала вместе со своим будущим мужем Александром Муратовым с короткометражкой «У крутого яра». Первой самостоятельной работой Киры Муратовой стала мелодрама «Короткие встречи». Режиссёр в главной роли видела интеллигентного и утончённого Станислава Любшина, но тот уехал сниматься в шпионском телефильме «Щит и меч». Тогда на пробы пригласили Владимира Высоцкого, который как раз снимался на Одесской киностудии в «Вертикали». Худсовету его игра в целом понравилась, но Муратова сомневалась: актёр на вид был грубоват. Зато больше походил на настоящего геолога, к тому же отлично пел и играл на гитаре. Его утвердили, а Муратова в итоге о выборе не пожалела и даже сыграла его жену вместо заболевшей Антонины Дмитриевой. Высоцкий позже называл эту роль одной из лучших в своей карьере.

На съёмках фильма «Перемена участи»
На съёмках фильма «Перемена участи»

Уже следующая картина Муратовой — драма «Долгие проводы» о непростых отношениях матери с подросшим сыном — по непонятным причинам отправилась на полку на долгие семнадцать лет, а её создательницу перевели с должности режиссёра на должность главного инженера по научной организации труда Одесской киностудии. Впоследствии ей пришлось и вовсе уехать из Одессы и устроиться на «Ленфильм», где после долгих лет вынужденного простоя вышел её новый фильм «Познавая белый свет». Муратова вернулась к полноценной работе и друг за другом выпустила несколько картин, самой заметной из которых стала психологическая драма «Астенический синдром», за которую она получила отечественную «Нику» и специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля. В 2000-х Муратова продолжала активно работать. Её мелодрама «Настройщик» с Ренатой Литвиновой стала участником внеконкурсной программы 61-го Венецианского кинофестиваля.

Светлана Дружинина

Кадр из фильма «Девчата»
Кадр из фильма «Девчата»

Светлана Дружинина начинала свой путь в кинематографе как актриса. Она дебютировала на большом экране ещё в 1955-м году в комедии Самсона Самсонова «За витриной универмага», затем сыграла ревнивицу Ларису в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» и появилась в образе эффектной телефонистки Анфисы в «Девчатах» Юрия Чулюкина...

Со съёмочной группой фильма «Гардемарины, вперёд!»
Со съёмочной группой фильма «Гардемарины, вперёд!»

В 70-е годы Дружинину всё больше стала занимать режиссура. Окончив режиссёрский факультет ВГИКа, она устроилась на «Мосфильм», где сняла свою первую картину — социальную драму «Исполнение желаний» по одноимённому роману Вениамина Каверина. После выхода музыкальной комедии «Сватовства гусара» Дружинина-режиссёр окончательно обрела свой стиль. Отныне она снимала мюзиклы — её «Дульсинея Тобосская» и «Принцесса цирка» были тепло приняты зрителями.

На съёмках фильма «Гардемарины — IV»
На съёмках фильма «Гардемарины — IV»

Но настоящим триумфом для неё стал исторический телефильм «Гардемарины, вперёд!» с молодыми Дмитрием Харатьяном, Сергеем Жигуновым и Владимиром Шевельковым в главных ролях. Сама Дружинина планировала сыграть в своей картине роль Анны Бестужевой, но поняла, что не сможет совмещать одновременно актёрскую и режиссёрскую работу, поэтому доверила эту роль Нелли Пшённой. Картина имела огромный успех, молодые актёры моментально стали народными любимцами, а романсы из фильма напевала вся страна. В 1991 году Дружинина сняла продолжение — «Виват, гардемарины!», а спустя ещё год третью часть «Гардемарины — III». Сегодня режиссёр работает над четвёртым фильмом, премьера которого запланирована на 2019 год.

БОНУС

Авдотья Смирнова

-16

Эстафету советских женщин-режиссёров с успехом перенимают и представительницы российского кинематографа. Одна из них — Авдотья Смирнова — сценарист, режиссёр, телеведущая, публицист. В кинематографической среде её имя впервые прозвучало после выхода фильма «Последний герой», посвящённого памяти Виктора Цоя. Над этим проектом Смирнова работала в качестве соавтора режиссёра Алексея Учителя, а позже написала сценарии и к другим его лентам — «Баттерфляй», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Прогулка». Как режиссёр сама Смирнова дебютировала с драмой «Связь», а всеобщее признание ей принесла комедия «Два дня» с Фёдором Бондарчуком и Ксений Раппопорт, получившая пять номинаций на премию «Золотой орёл». Следующая её картина — трагикомедия о женской дружбе «Кококо» с Анной Михалковой — собрала призы нескольких отечественных кинофестивалей и была номинирована на «Нику».

Смотрите фильм «Два дня» в эфире телеканала «Дом кино»!

А кого вы считаете самой выдающейся женщиной-режиссёром? Пишите в комментариях↓