Найти тему
Метагазета

Табачников закодировали

Оглавление
Фото: МВД России
Фото: МВД России
Введение обязательной маркировки табачной продукции в России приведет к удорожанию табака и росту нелегального производства и контрабанды, считают участники рынка. По их оценкам, они могут потерять 6 млрд рублей в год из-за требования кодировать продукцию.

С 1 марта 2019 года производители табачных изделий в РФ обязаны наносить на все табачные изделия электронную маркировку — для защиты рынка от контрабандной и контрафактной продукции. Нанесение электронного кода в формате Data Matrix позволяет проследить весь путь изделия от производителя к потребителю, получив данные обо всех посредниках, участвовавших в торговой цепочке.

До этого в течение года кодирование было добровольным. Еще год, до 1 июля 2020-го, власти дали бизнесу на адаптацию: пачки без кода пока не будут изымать из магазинов. После этого легальными станут считаться лишь маркированные изделия.

Миллиарды на маркировку

По мнению главы Минпромторга Дениса Мантурова, обязательная маркировка сигарет не приведет к повышению цен на продукцию.

Производители комментируют нововведение сдержанно. Например, президент российской структуры Philip Morris Ашок Рам Мохан заявил МГ: «На сегодняшний день мы не видим причин поднимать цены на продукцию». Новые процедуры по нанесению маркировки не обременят компанию финансово, пояснил он.

В компании Imperial Tobacco отметили, что Правительство РФ до сих пор не утвердило размер платы за предоставление производителям кодов маркировки. Imperial Tobacco надеется, что их цена будет не выше европейских (в ЕС она не превышает 8 копеек). «Точная оценка уровня роста цен будет возможна после утверждения всех требований к процессам маркировки и информационного обмена», — отмечают в пресс-службе российского филиала Imperial Tobacco.

Некоторые участники рынка готовятся к значительным расходам на кодирование. Старший менеджер по связи с госорганами филиала British American Tobacco в РФ допускает, что правительство взвинтит цену кодов до 50 копеек. Тогда на их покупку производителям придется тратить 6 млрд рублей ежегодно. Введение маркировки уже дорого обошлось British American Tobacco: инвестиции компании в подготовку и внедрение системы на производстве превысили в 2018 году 1 млрд рублей. «Примерно столько же планируется вложить в этом году», — рассказывает Курганский.

  • За 2015-2018 годы нелегальный рынок табака в России вырос в восемь раз.
  • Объем серого табачного рынка в 2018 году достиг 8,4% от общего табачного рынка в РФ.
  • Основные источники нелегальной табачной продукции — Беларусь, Армения, Киргизия и Казахстан.
  • Бюджетные потери РФ от контрафактного табака в 2018 году — 50 млрд рублей.
  • В 2018 году за контрабанду алкоголя и табака ФТС возбудила 52 уголовных дела.

Легализация невыгодна

Производители табака сомневаются, что новая система решит проблему нелегального табака в РФ. В Imperial Tobacco считают, что гораздо более эффективным инструментом борьбы с нелегальным потоком сигарет стала бы гармонизация акцизных ставок в ЕАЭС.

Например, разница в акцизах России и Беларуси (основного поставщика нелегальных сигарет в РФ) достигает 76%, а конечная цена пачки сигарет российского производства может в три раза превышать цену белорусских сигарет. «Пока не произойдет гармонизация, любое повышение акцизных ставок в России будет увеличивать разрыв между стоимостью продукции, произведенной в РФ, и выгодой от торговли продукцией, нелегально ввезенной из стран ЕАЭС», — заявили в пресс-службе. Вместе с потенциальными выгодами от продажи нелегального табака будет расти и готовность контрабандистов к риску.

С 1 января 2019 года акцизная ставка на сигареты и папиросы в РФ выросла на 10,01%, до 1,89 тысячи рублей за тысячу штук вдобавок к 14,5% расчетной стоимости (рассчитывается исходя из максимальной розничной цены, но не может быть ниже 2,57 тысячи рублей за тысячу штук). Ставки на все прочие виды табака (трубочный, кальянный, нюхательный и т.д.) выросли с 9,09% до 10,11%.