После огненно-военно-полуголодных сороковых всем хотелось мира, добра и счастья. Их всегда хочется, конечно, но тогда потребность в этих категориях возросла в разы. На достижение всеобщего счастья и восстановление после войны были брошены все силы и кинематограф стоял далеко не в последних рядах. Сразу надо отметить - производство фильмов сократилось в разы, что логично, и других статей для расходов хватало.
Начало пятидесятых еще отмечено наличием тов. Сталина, который всё ещё накладывал определённый отпечаток на всё вокруг себя. Поэтому условно поделю это десятилетие на период до смерти Сталина (в 1953-м) и после.
В начале десятилетия ещё были сильны все те процессы, которыми отличалось руководство Иосифа Виссарионыча. Назовём их "некоторые перегибы в сторону поиска врагов народа буквально везде". С этими же мотивами связан выпуск некоторого количества фильмов на клюквенно-шпионскую тему. Таких, без полутонов, где злые американцы и честные советские люди.
Уже в процессе написания поняла, что один пост получится слишком огромным, поэтому их будет несколько.
Один из неплохих примеров подобного кино - фильм "В мирные дни" 1950 г. Очень приятный фильм, в тёплых тонах и не лупит пропагандой по лбу. Про подводников, которых пытаются потопить злые американцы. В ролях звёздная россыпь - Георгий Юматов, Вячеслав Тихонов, Сергей Гурзо, Леонид Кмит, Элина Быстрицкая. Все молодые и прекрасные. Тот фильм, просмотр которого не будет ударом для мозга. Прелестная музыка прилагается. И диалоги классные.
- Разрешите обратиться по, такскть, интимному делу.
- Я вас не понимаю. Как это "по интимному". Я с вами не знакома.
- Значит познакомимся. Вы Шура.
- Нет.
- Жаль. А то бы я сообщил вам, как говорится у Гоголя, пренеприятнейшее известие.
- Какое?
- Так вы же не Шура.
Настоящий брильянт шпионского кино сталинского периода - "Заговор обречённых". Вот там всё прямо по типичнейшему шаблону: злые американские шпиёны готовят заговор в некой восточноевропейской стране, которую (как нам упоённо рассказывают в самом начале) спас от разграбления СОветский Союз. И вот эти злые люди (только рожек им не хватает) весь фильм строят ужасные козни, и только храбрая революционерка Ганна Лихта способна надрать их тощие западные задницы.
При всей картонности сюжета и персонажей этот фильм полезен для просмотра. Он очень наглядно показывает суть пропаганды (любой, не только советской) и до какой смехотворности она может докатиться. И очень интересно смотреть на Александра Вертинского в роли злого кардинала, он очень хорош. Единственный, пожалуй, кто играет, а не превозмогает.
- Да, такого ещё не бывало в нашей стране
- Мало ли чего не бывало в нашей стране, господин министр общественной безопасности.
Фильм "Секретная миссия" - это вообще что-то прекрасное. Кладезь афоризмов и прекрасных в своей эпичности диалогов. Долго не буду растекаться, это пропагандистская антизападная работка, просто пообещайте, что посмотрите и зацените эти диалоги. А ещё там Черчилль сверхъестественно на оригинал похож.
- И всё-таки я не стал бы писать Сталину
- Если положение улучшится - не напишу.
Титр: "Положение не улучшилось"
- А это что за люди?
- А это не люди.
- А часто вы ездите с такой скоростью по этим развалинам?
- Всегда.
Прекрасный пример научно-идеологической пропаганды - фильм Фридриха Эрмлера "Великая сила". Очень яркое обличение "низкопоклонства перед западом", в чём бы оно не выражалось - в преклонении перед достижениями науки или в ношении импортных штанов. Советский профессор Лавров — экспериментатор, учёный-селекционер, ученик и последователь Мичурина, добивается успеха при выведении новой породы кур высокой яйценоскости и продуктивности, походя опуская ниже плинтуса теорию западных учёных. Его изо всех сил поддерживает ЦК ВКП (б) и строят козни мерзкие западопоклонцы.
Мне этот фильм нравится тем, что там очень адекватная и непафосная актёрская игра. Минимум пафосности и гримас "для партера", коими часто грешит старое кино. И диалоги, да.
- Осторожней, там ценные вещи
- Это бутылки!
- Совершенно верно!
"Прощай, Америка" - пример того, что у великих режиссёров тоже бывают провалы. Легендарный Александр Довженко под закат жизни взялся слепить поделку (из материала заказчика). Сюжет основан на истории жизни реальной политической перебежчицы Аннабель Бюкар. Заказчика даже не очень взволновало, что сама Бюкар выступила резко против экранизации своей биографии. В итоге история смелой женщины, которая сбежала с загнивающего Запада была оборвана в самом разгаре съёмок, а причин режиссёру так никто и не объяснил. Этот фильм так и остался последним в его карьере, за камеру Довженко больше не брался.
Заметила, что сын Николая Гриценко (слева) Денис Кмит (который в "Спортлото-82" играл) просто пугающе стал на него похож. Хоть Гриценко его своим сыном так и не признал. (Или не знал про него, там какая-то такая история).