В конце ноября Малый зал Башкирской государственной филармонии имени Х. Ахметова пригласил любителей академической музыки на концерт мужского вокального секстета «Антем», возглавляемого Алексеем Гребенкиным.
Гости из Санкт-Петербурга привлекли внимание зрителей своими уникальными голосами и разнообразным репертуаром, исполняемым без инструментального сопровождения — а капелла. Русская духовная и народная музыка, песни и романсы в переложении для ансамбля стали настоящим открытием и нечаянной радостью души. i
«ЗВУЧАЩАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ»
При первом знакомстве с этим коллективом возникает вопрос, что же такое «Антем»? В переводе с древнеанглийского — это «гимн», а с древнегреческого — «голос в ответ». Поскольку ансамбль работает и с иностранной публикой, то и название выбрано такое, что понятно всем. В 2005 году «Антем» стал частью проекта «Звучащая экспозиция» Екатерининского дворца Государственного заповедника «Царское Село», г. Пушкин, Санкт-Петербург, объединяющего не только архитектуру, скульптуру, живопись, но и музыку. Ведь синтез разных видов искусства сильнее, чем что-то одно.
С мая по октябрь во время прогулок по Екатерининскому парку гости Пушкина могут наслаждаться не только прекрасными пейзажами, но и русской музыкой. Она исполняется вокальным ансамблем в павильонах парка, где природная акустика отражает красоту живого звука. В составе «Антема» — профессиональные музыканты, имеющие большой опыт ансамблевого и сольного пения. В основе их репертуара — русская духовная и народная музыка. Звучащая в интерьере дворцовой архитектуры, она воссоздает атмосферу ушедших столетий.
Пожалуй, основная часть уфимской публики впервые слышит молитвенные каноны, ставшие духовным подарком к предстоящему празднику Рождества Христова. Фрагмент сочинения композитора XVIII века Дмитрия Бортнянского «Господи, силою твоею» и семь католических и православных молитв ко Пресвятой Богородице погружают зал в атмосферу богослужения. И ты уже в храме, где мерцает пламя свечей и звучит хор. В гармоничных звуках песнопений открывается чудное виденье, где добрый рождественский ангел несет нам в ладонях своих надежду и светлую радость.
Откуда-то с небес заструилась тихая мелодия «Аве Мария» фламандского композитора эпохи Возрождения Якоба Ар-кадельта. Просветленная и возвышенная, она доносит до нас идеальный образ матери с ее бесконечной любовью и всепрощением, заставляя задуматься над смыслом жизни. Но что ответить душе на возникшие сомнения?
Обратимся к блистательному поэту русского зарубежья Дону-Аминадо. Религиозная тональность и философская мысль его строфы оказываются соразмерными нашим чувствам и душевным порывам:
Твори добро! И к высшему примеру Придя, любя,
Создай добра и счастья атмосферу Вокруг себя.
Склони свой дух к великому отказу От суеты.
И сделай то, чего еще ни разу Не делал ты.
Публика оживилась, когда зазвучали шуточные и патриотические песни. «Фуражка» юнкеров прошла по кругу веселого «мальчишника». Но вот озорных юнкеров сменили кадеты. О них и для них написаны музыкальные страницы «Песни Николаевского кадетского полка» и «Марша Дроздовского полка», чьи авторские имена остались неизвестными. Сегодня эти песни напоминают нам некоторые моменты истории Российской империи.
Песню «Мы смело в бой пойдем» все знают как революционную:
Смело мы в бой пойдем За власть Советов,
И как один умрем В борьбе за это.
Музыканты знакомят нас с первоначальным вариантом этого марша:
Мы смело в бой пойдем За Русь святую,
И как один прольем Кровь молодую.
СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Нам еще предстоит музыкальное путешествие в прошлое под звон колокольчика и унылую песню ямщика Ивана Макарова. В 2016 году автору стихов знаменитого романса «Однозвучно гремит колокольчик» исполнится 195 лет со дня рождения. Известно, что Иван родился в семье помещика Александра Всеволожского. Грамоте он был обучен дьячком церкви. Однажды Иван разгневал барина сочинением сатирических стихов. «В солдаты его! Немедленно! Будет знать, как заниматься дурацким сочинительством!» Неважно, что стихи хороши. Неважно, что холоп талантлив. В солдаты его!
Ольга КУРГАНСКАЯ
Но и на этом несчастья Ивана Макарова не кончились. За самовольную отлучку его приписали к конвойной роте. Он должен был ездить с конвоем ссыльных в Томск, Иркутск... Отец его, как и мно- ! гие другие крестьяне-ямщики, замерз в дороге, погоняя почтовых лошадей. Сын повторил судьбу отца.
.Уже более полутора веков макаровский ямщик в дороге — его всегда ждут лю- ; ди. Перед ним простираются бескрайние заснеженные просторы. Напевая тоскливый мотив под несмолкаемый звон колокольчика, он несет вскачь своих лошадей.
Мы знаем классический образец этого романса с музыкой Александра Гурилева. Не менее знаменит и другой песенный вариант Константина Сидоровича. Его мы слышим в исполнении ансамбля и проникаемся глу- ! бокой печалью одинокого сердца.
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И замолк мой ямщик, а дорога Предо мной далека, далека...
Концертная программа вокального секстета предлагает нам одну из лучших стра- i ниц лермонтовской лирики — романс «Вы- ; хожу один я на дорогу», положенный на музыку Елизаветой Шашиной. К этим сти- j хам обращались и другие композиторы, но именно любительский романс Шашиной приобрел устойчивую популярность. Еще до революции он издавался восемь раз, что не случалось ни с одним профессионалы ! ным романсом. И по сей день мы наслаж- ; даемся красотой музыки и слова, их завораживающим очарованием интонаций.
НАРОДНЫЕ МОТИВЫ
Казалось бы, запетые солистами, знакомые каждому слушателю народные пес- ; ни в интерпретации «Антема» вдруг приобретают новую окраску.
«Ах ты, степь широкая», «Вниз по матушке, по Волге», «Ничто в полюшке не колышется», бурлацкая «Эй, ухнем», разухабистая «Вдоль по Питерской» — все сливается в каком-то одном упоительном вихре, над которым страдает, смеется и полноводной рекой разливается русская песня. Высокая культура живого звука, стройность голосов и артистизм испол- ; нителей вызывают у слушателей чувство восторга и нетерпеливые овации.
Потрясающие впечатления от концерта оставляют в душе надежду на новую встречу с певческим искусством «Анте-ма». Быть может, когда-нибудь нам доведется погулять по историческим местам Пушкина и вновь услышать этот замечательный ансамбль, уже в интерьере Екатерининского дворца и парковых пави- ! льонов, где проглядывают лики времени и оживает дыхание эпох.