Практически каждый день мы что – то покупаем в магазинах. И хоть наличный расчет медленно, но верно сдает позиции в пользу покупок по карте, купюры по прежнему используются повсеместно. Но у наличных денег есть свойство портиться, и со временем на любой банкноте появляются разрывы, пятна, потертости, из – за которых продавец не хочет принимать оплату. Так как поступить, если магазин отказывается принимать банкноту с дефектом?
Какие банкноты не могут принять
Банкнота может иметь разную степень повреждений – от небольшого разрыва да практически полного обветшания. Поэтому важно понимать, в какой момент купюрой еще можно расплачиваться, а в какой момент она теряет платежеспособность.
Для начала рассмотрим монеты. Они теряют платежеспособность в трех случаях:
· Если у них отсутствует фрагмент;
· Если у них изменена форма (например, она погнута);
· Если на монете есть следы производственного брака.
С банкнотами все немного сложнее. Купюру нельзя признать действующей, если:
· Она потеряла значительный фрагмент (если у купюры сохранилось больше 55% площади, то её должны принять);
· Если купюра склеена из нескольких фрагментов, размер каждого из которых менее 55% от общей площади;
· Если купюра составлена из фрагментов двух разных купюр одного номинала;
· Если купюра в результате химического воздействия сменила цвет и это заметно при проверке ультрафиолетом;
· Если имеется брак изготовления или печати.
Такие денежные средства не могут быть использованы для оплаты чего – либо, их требуется заменить в банке.
Магазин не принимает деньги
Согласно закону «О защите прав потребителей», магазин обязан проводить беспрепятственный расчет с клиентом при покупке чего – либо. И отказать в приеме банкноты могут вам только в том случае, если она просто не может быть использована как платежное средство. Так что если ваша банкнота имеет один из описанных выше дефектов, магазин не возьмет её и будет прав.
Во всех остальных случаях законодательство на стороне клиента. Отказ принимать деньги является грубейшим нарушением правил торговли и служит веской причиной для подачи жалобы. В первую очередь претензию стоит направить в администрацию магазина в письменной форме. Если вам не ответят, или же ответят некорректно (выдадут отказ, не обосновав его с точки зрения закона), то у вас появится возможность обратиться в Роспотребнадзор – там организуют проверку.