Эти лилии нарисованы под впечатлением от очередного посещения музея Сергея Рахманинова.
Кто бывал в Ивановке, знает, как бережно воссоздают там не только сам музей, но и всю огромную территорию усадьбы, как много там деревьев, кустов, особенно любимой им сирени, цветов, в том числе и этих красавиц - лилий, так долго радующих своим солнечным светом.
В книге "Сергей Рахманинов" его племянница Трубникова рассказала такой эпизод из жизни семьи композитора в Ивановке:
"Утро в Ивановке. Проснулась, открыла глаза — за окном вековые липы, а сквозь густую листву пробились лучи солнца и зажгли ярким полымем... лилии под окном. И это было так красиво, что сон сразу пропал; в мыслях мелькнуло: сегодня 26 августа — именины Наташиныи (жены Сергея Рахманинова)..., надо что-то придумать, но что можно сделать, находясь в шестидесяти верстах от города, в деревне? И вдруг — идея! Кантата. Как была — села за стол и смаху начала...
Наталия Николаевна сильно увлекалась Н. Н. Евреиновым и участвовала в драматическом кружке, где он был художественным руководителем и режиссёром. Известно было, что Наталия Николаевна страдает бессонницей. Зная обо всём этом, я и посвятила ей несколько витиеватых строф:
Героя длинноногого
С волосьями до плеч
Забудь хоть на мгновение
До новых встреч.
Пусть пурпурные лилии
Его мозгов
Не беспокоят более
Твоих снов...
Эти «пурпурные лилии его мозгов» её пленили.
— Вот именно, пурпурные лилии — его мысли, — томно улыбаясь, сказала она и взяла себе на память «кантату», написанную наподобие древних грамот.
Когда все собрались в столовую к утреннему чаю, я попросила всех в гостиную, посадила полукругом. Соня села за рояль, я стояла около. Соня взяла дикие «торжественные» аккорды, и я под невероятный аккомпанемент начала «величественно» декламировать вступление. Затем мы запели дуэтом, причём Соня «летала» по всей клавиатуре, а я подплясывала с серьёзным лицом. Эффект превзошёл мои ожидания. Все сначала были ошеломлены и недоуменно молчали, смотрели и слушали, но, когда вдруг раздался Серёжин смех и мы, оглянувшись на него, увидели, что он хватается за затылок и, топая ногами, корчится от гомерического хохота, все вдруг очнулись, и хохот стал всеобщим. Кончили мы с достойными, серьёзными лицами под гром аплодисментов.
Никто не обладал таким чувством юмора, никто так заразительно не смеялся, как Серёжа".
Когда я смотрю на эти лилии, словно слышу колокольчатые переливы музыки Рахманинова, его заливистый смех. И радость наполняет сердце. И словно нет прошедшего столетия. Словно сейчас раздвинутся стены, откроется широкая аллея лип и кленов. И мы поспешим по ней к дому, из распахнутых окон которого звучат их голоса, их смех, ЕГО МУЗЫКА.
Ольга Еремина.
Рисунок в стиле батик Ольги Ереминой.