Российское документальное кино сейчас не пользуется известностью, поэтому о картинах в данном жанре рядовые зрители почти ничего не знают. Основной темой большинства подобных фильмов является освещение какого-либо исторического события, поэтому интересны они лишь людям, имеющим углубленные знания или интерес в этой сфере. Однако в этом году знаменитый режиссер документального кино Виктор Косаковский снял фильм, который получил известность за границей. Он был приглашен на Венецианский кинофестиваль, а месяц назад и вовсе - попал в шорт-лист номинантов на премию Оскар. Несмотря на это в России этот режиссер до сих по известен лишь немногим, поэтому чтобы исправить это, я бы хотел вам сегодня рассказать про Виктора Косаковского и его новый фильм "Акварель", который точно сможет вас заинтересовать. Это второй пост из цикла статей про отечественные фильмы, отмеченные Оскаровской киноакадемией в этом году.
Но сначала давайте разберемся, кто же такой Косаковский и что его привело к созданию "Акварели". В течение всей своей карьеры Виктор снимал исключительно документальные картины. Его можно смело назвать одним из главных российских экспериментаторов в сфере кино, ведь каждая работа режиссера является особенной, не похожей на предыдущие. В качестве примера можно взять его фильм "Свято" (2005). Главным героем картины является двухлетний сын режиссера, над которым тот провел эксперимент: он два года прятал его от зеркала, а потом показал и снял его реакцию на видео. Казалось бы, сюжета как такого тут и нет, но наблюдение за мальчишкой, впервые познающим самого себя, оказывается весьма интересным. Однако рекомендовать или не рекомендовать эту картину я не буду, ибо она является очень специфической и необычной.
Первым фильмом Косаковского, отмеченным за границей стала документальная картина "Да здравствуют антиподы!". Этот фильм показывает жизнь людей, живущих друг у друга "над головой". Вертикальные оси проведены между Аргентиной и Китаем, Новой Зеландией и Испанией, Сибирью и Чили, Гавайями и Ботсваной. Очень интересный эксперимент на тему того, как живут люди в разных точках света. Режиссер рассказывал, что такая идея пришла к нему, когда он оказался в Аргентине и глядя на рыбака, стоящего на середине моста через реку, подумал: если мысленно продлить леску через всю Землю, где она выйдет?
И вот, спустя восемь лет Косаковский снимает свою самую известную картину. Имя ей - "Акварель". Ради этого фильма режиссер объехал земной шар и запечатлел все величие и мощь воды в разных уголках планеты, используя цифровые камеры Arri, способны снимать со скоростью 96 кадров в секунду. К сожалению, далеко не все кинотеатры могут проецировать такой формат, однако несмотря на это, кадры фильма поражают своей красотой и насыщенностью вне зависимости от подобных параметров. Даже при просмотре на телефоне фильм полностью погружает тебя в водную стихию и не отпускает до появления титров.
Ради столь красивых кадров команда Косаковского объездила весь Земной шар, но самой главной локацией является Гренландия. Ее огромные льдины и бескрайний океан по-настоящему поражают воображение. Сам Виктор признается, что кадры падения откалывающихся глыб льда, которые по праву считаются одними из самых красивых в фильме, были сделаны лишь благодаря фортуне .По прибытию в Гренландию Косаковского предупредили, что придется подождать несколько месяцев, чтобы увидеть эти разрушения. Однако как только они начали распаковывать оборудование, "все началось в ту же секунду", как сказал режиссер.
Как я уже отметил ранее, съемочная группа объездила весь Земной шар при создании фильма. Сначала Косаковский показывает замерзшее озеро Байкал. В первом кадре появляется машина, стремительно несущаяся по озеру и затем резко проваливающаяся в воду. Бравые спасатели с символикой МЧС на груди спасают тонущих под звуки русской балалайки. Однако следующий кадр показывает еще одну машину, несущуюся по замерзшему Байкалу и внезапно пропадающую в водяной пучине вместе с водителем. Спасатели бегут на помощь, в глубине души осознавая, что слишком поздно.
Уже в этом небольшом отрывке можно сразу увидеть основной смысл фильма: люди по сравнению с водной стихией являются лишь мелким и ничтожным микробом, который искренне пытается исследовать и покорить этот прекрасный и яростный мир, но у него это плохо выходит. Он все равно остается этим глупым и даже смешным микробом, который еще и считает себя вершиной пищевой цепи. Так стоит ли верить, что именно мы - венец природы? После транслирования данной мысли Косаковский полностью акцентирует внимание на воде и на ее вездесущности.
Затем Виктор переносит зрителя в бескрайний океан, который показывается как какая-то живая субстанция, напоминающая знаменитый Солярис. Вообще вода в этом фильме предстает чем то большим, чем просто химическое соединение. Это огромная разумная сущность, обреченная на вечное существование. Удивительно, но в данной картине, как и в большинстве фильмов Косаковского , большую роль играет тема Бога. По моему мнению, режиссер хочет показать, что вода является божественной сущностью. Именно она является оплотом всего мироздания. Как справедливый судья, способна как создавать жизни, так их и отнимать. Второй случай Косаковский описывает в сцене, показывающей последствия разрушительного урагана "Ирма" в Майами. Здесь и животные и люди стоят по грудь в воде - смирились с величием и силой стихии. Камера пролетает через пораженный разрушительным тайфуном город, но в конце концов фокусируется на радуге, как бы оставляя надежду на светлое будущее.
В итоге, "Акварель" является весьма интересной экспериментальной картиной. Ее точно нужно смотреть на большом экране, ибо в таком случае вас с головы до ног накроет атмосфера могучей стихии. Однако я бы не хотел рекомендовать данное кино каждому, ведь фактически, это два с половиной часа невероятно длинных кадров воды, а я не уверен, что всем такое по душе. Но если вы хотите вникнуть в него и увидеть невероятные красоты - могу пообещать, что будете в восторге, ведь "Акварель" - в первую очередь является пиршеством красивейших кадров, которые напоминают человеку о том, кто на самом деле главный на этой планете.