О, это лучшее произведение для обсуждения суеверий! Вы знали, что в театральной среде некоторые люди боятся упоминать даже само название и говорят просто «Шотландская пьеса»? А то так скажешь «Макбет», и театр сгорит или ногу на сцене сломаешь… И представляете, театр «Глобус» действительно сгорел в 1613 году прямо во время спектакля! Только тем спектаклем был «Генрих VIII», и все произошло из-за нарушения техники безопасности (они в помещении из пушки стреляли!). Российскому театральному сообществу было обидно, что у нас нет своей собственной зловещей пьесы, и этим титулом решили наделить «Мастера и Маргариту». До сих пор остались люди, которые безосновательно верят, что этот спектакль НИ РАЗУ не удалось поставить и довести до премьеры. Это в высшей степени неправда. Я даже сама была на таком спектакле — если там кто и умер, то только от скуки, а это не считается!
Так вот «Макбет». Как ни странно, был такой реальный человек, его настоящее имя Mac Bethad mac Findlaích. Но, как мы знаем из современных фильмов, надпись «Основано на реальных событиях» не значит, что эти события происходили так, как нам демонстрируют. Ну кто бы стал смотреть пьесу про человека, который на законных основаниях стал королем (до этого он был мормэром Морея, и там были некоторые слухи о том, что он замешан в смерти предшественника), спокойно правил 17 лет, совершил паломничество в Рим и погиб в битве? Другое дело тот слэшер, который придумал У. Шекспир…
Там ведь как все произошло: Макбет и Банко возвращаются с удачной войны и натыкаются на ведьм, которые, может быть, единственный раз в своей жизни говорят что-то членораздельное! Это была либо большая неудача; либо, когда они здоровались с Макбетом и называли его последовательно, по возрастанию титула, гламисским таном, кавдорский таном и королем, они его просто тролили! Я за второй вариант, так как обычно экстрасенсы дают предсказания как можно туманнее, так что им следовало сказать:
О, смелый Макбет, возвеличен ты
иль низведен пребудешь провиденьем.
Иль поскользнешься и сломаешь нос,
пока в саду развешиваешь рыбу.
А может, понесешь от пастуха,
А может, и не ты, и от солдата.
Еще кротовий ус нам говорит,
что ждут страну финансовые сдвиги
то вверх, то вниз, порой наискосок,
а иногда по кругу и обратно.
Так будь готов и к миру, и к войне,
а то весьма все в Альбе нестабильно…
Или стабильно, но не скажем мы,
покуда не предложишь нам оплату…
И если бы они так сказали, то все пошло бы своим чередом: у Макбета были отличные карьерные перспективы, король Дункан пообещал: «Мы будем отличать его все больше», его уже рассматривали, как первую кандидатуру на освободившийся кавдорский престол, он был родственником короля for crying out loud!
И вообще, подлизам на заметку! Он говорит королю такую фразу: «Часы, потраченные не на вас, — не отдых, а тяжелая работа» — какой правитель перед этим устоит!
Но тут какие-то три странные и не внушающие доверия существа пообещали ему верховную власть — и началось! Эта штука называется самосбывающееся пророчество, и его отличительная черта в том, что человек делает все для того, чтобы оно сбылось. Вот и наш герой быстро отправляет мейл жене, она тоже проникается открывающимися перспективами, признается, что она не такая добрая, как ее муж, и доведет его своими речами до такого количества убийств, какое понадобиться.
Король приезжает в гости к Макбетам, его убивают, подставляя королевских телохранителей, тут же приканчивают и их, чтобы они не проболтались; это все жутко подозрительно, но что делать, сыновья короля подобру-поздорову сбегают, других кандидатур, видимо, нет, и Макбет становится королем. Но иногда ему все равно кажется, что его в чем-то подозревают, и он этих людей на всякий случай убивает (не всегда сам, к этому времени он уже обзавелся помощниками), потом другим людям не нравится, что кого-то в их окружении убили, и он их за компанию тоже убивает… И так продолжается до тех пор, пока сын Дункана не набирает соратников, не получает помощь из Англии и Макбету не сносят голову в битве. Причем, в той битве он начинает сдавать только после того, как Макдуф, с которым он сражается, признается, что появился на свет путем кесарева сечения (ну, варианта кесарева, традиционного для 11-го века). Где связь, спросите вы? Так там же была вторая встреча с ведьмами! Макбет сам к ним пошел, заплатил денег, они его чем-то опоили и сказали, что его никто не победит, пока лес не пойдет на холм, а его самого не сможет убить ни один смертный рожденный женщиной. А тут Макдуф заявляет такое, и Макбет сразу: «Хм, так ведь, чисто технически, женщина его не рожала. Его же, в некотором роде, просто извлекли… О нет, I'm screwed!» А прямо перед этим Малькольм, сын покойного Дункана, приказал своему войску взять в руки ветки, чтобы их было сложнее посчитать. И куда они пошли с этими ветками? Правильно, забираться на холм! Потому что все замки стояли на холмах. Это окончательно подорвало его уверенность в победе.
Это по содержанию, которое и так многим известно в общих чертах. А теперь немного о постановке. Режиссером была Ив Бест (как актриса, она, правда, best of the best!), она комедийная актриса, если вы понимаете, о чем я… Ага, в спектакле были шутки! Не все время, и они не вставляли дополнительный текст, но некоторые мизансцены и оценки были действительно смешными (например, во время второго визита ведьмы как будто связывают руки Макбета, а после их исчезновения он встречает Банко и просит его развязать веревку, а потом, в смущении, понимает, что ее нет). А некоторые были очень глубокими и необходимыми. Там есть крошечная сцена в замке Макдуфа после его бегства, где его жена развешивает белье (да, там были простые нравы, люди часто бегали босиком и много чего сами делали по хозяйству, даже если имели высокий сан) и разговаривает со старшим сыном. За эти три минуты к ним успеваешь проникнуться и сочувствуешь, когда их убивают.
Этого так не хватает многим современным фильмам, когда они вводят какого-то героя, чтобы было, кого прикончить, но недостаточно раскрывают его, чтобы зритель что-то испытал из-за безвременной кончины этого персонажа.
А есть какие-то сценки, которые, наверное, задуманы как бенефис отдельных актеров. Ну вот хотя бы привратник в исполнении Бетти Борн. Бетти — заслуженная drag queen всея Англии, и такое ощущение, что ей просто дали экранное время и разрешили делать, что она пожелает. Да нет, это прекрасно, как отдельное произведение! Бетти до конца остается в роли, даже во время джиги, ее персонаж безумен, пьян и трагичен, но непонятно, почему он в этом произведении и среди этих людей.
Но самая большая для меня непонятность была в героях-призраках! Это неофициальный термин, это я их так назвала. Там король, после того, как его убили, снова появляется на сцене, но уже в черном, и сокрушается, что не видел никогда такого кошмара. Я подумала: «О, ясно, привидение!»: все сходилось — шотландский замок, Шекспир, невинно убиенный король… Меня не смутило, что король остался сидеть на сцене. Меня даже не смутило, что Макбет как-то присел с ним рядом и держал за руку! А потом началась сцена пира, где за столом сидели все, кого Мак до этого убил! И он твердил, что не хватает только Банко! Я подумала, что это сильно — пировать среди своих жертв, придаваясь мукам совести. И дальше все — абсолютно все убиенные — возвращались, но иногда с другим именами! Конечно, я нашла этому объяснение: я подумала, что нестабильная психика Макбета рисует их лица на его окружении. Но знаете, что?! Оказывается, мы должны были просто притвориться, что это совершенно другие персонажи! По-моему, моя версия была сильнее.
Ну, и давайте отдельно обсудим леди Макбет. Говорят, Саманта Спайро хорошая актриса, так что, видимо, нам просто не повезло. Она выглядит не как жена, а как мама, что так-то может и случиться (а может, было и на самом деле, потому что настоящий Макбет женился на вдове предыдущего мормэра, которого он как будто бы убил — обычная практика), но выглядит странно для современного зрителя. Она немного слишком суетливая, крикливая и, в целом, неубедительная. Хотя есть сцена, где она пластически хорошо сыграла весь ужас, который теперь происходит и с ней: по тому, как она там сидит, ходит и дышит можно до жути точно ощутить глубину семейного абьюза. Именно там, а не в сцене, где муж ее почти душит. А вообще, там хорошо придумано, как у нее сначала появляется почти сошедший синяк под глазом, потом заживающая губа, следы от пальцев на руках и плечах, вырванный клок волос… Эти бледнеющее синяки, кстати, показывают и ход времени, чтобы не создавалось впечатление, что все пронеслось за неделю. У них там даже есть смена времен года (нет, снег не идет и листья не опадают, но есть сезонность в одежде).
Также отдельно хочется отметить Малькольма (Филип Камбас) и Макдуфа (Стюадт Боумен). Их сцены самые трогательные и обаятельные.
Музыка там отличная: волынки, скрипки — как надо веет Шотландией. Многие герои говорят с ярким шотландским акцентом, чтобы мы уж точно поверили, что это ШОТЛАНДСКАЯ пьеса, а не какая-то там просто британская или, не дай бог, английская.
Так что если вам не чужд черный юмор и вы любите битвы на топорах и отсылки к экзорцистским хоррорам — вам понравится!