«И вдруг нам становится страшно что-то менять.»
В.Цой, «Хочу перемен»
Считают ли россияне необходимым проведение реформ или стабильность для них важнее? Озабочена, по их мнению, российская власть проведением реформ или предпочитает обеспечение стабильности? Насколько кажется россиянам стабильной сегодняшняя ситуация, и не воспринимается ли она ими не как стабильность, а как застой?
Попробуем на основании результатов еженедельного опроса ФОМ найти ответы общественного мнения россиян 18+ на эти вопросы. Опрос проводился в февраре 2019 года. В нем, как обычно, участвовало 1500 россиян 18+.
Полагают, что в последние годы в России наступила стабильность, четверть (26%) опрошенных. Противоположного мнения — стабильность отсутствует, придерживаются в три раза больше (66%) россиян. Последнее мнение преобладает вне зависимости от возраста, материального положения, уровня образования и места проживания респондентов.
На общем, довольно однообразном фоне, несколько выделяется мнение москвичей, 31% из которых считают нынешнюю ситуацию стабильной и 61% — нестабильной.
В остальных населенных пунктах доля жителей, полагающих, что стабильность наступила, плавно снижается от 29% в городах-миллионниках до 24% в сельской местности. При этом число тех, кто придерживается противоположного мнения, остается практически неизменным (67% — 65%).
Ощущение стабильности чаще можно встретить среди респондентов от 18 до 31 года (31%). В остальных возрастных группах с таким мнением солидарны 24–26%% опрошенных. Отсутствие стабильности фиксируют 64% представителей возрастных групп и от 18 до 30 лет и свыше 60 лет. В группах 31–45 лет и 46–60 лет не ощущают стабильности уже 68% россиян.
Участники опроса, чье материальное благосостояние ниже среднего, заметно чаще отмечают отсутствие стабильности (70%–73%), чем те, у кого материальное положение существенно выше среднего (59%).
Таким образом, две трети россиян ощущают нестабильность ситуации в стране. Немного оптимистичнее жители Москвы и крупных городов, которые располагают большими возможностями для самореализации, а так же молодежь и обеспеченные люди, склонные, как правило, к позитивному взгляду на мир.
Продолжает ли развиваться Россия или в стране наступил застой? Полярные ответы респондентов разделились практически поровну. 42% опрошенных считают, что застой наступил, в то в время как 46% считают, что никакого застоя нет. 11% участников опроса затруднились ответить на этот вопрос.
Обратим внимание, что 51% респондентов связывают отсутствие стабильности в стране с наступлением застоя, а 69%, наоборот, с продолжающимся развитием страны.
На оценку ситуации влияет гендерный фактор. Так 47% мужчин считают нынешнее положение дел застоем и 42% развитием страны. Среди женщин картина противоположная — 50% считают, что развитие продолжается и лишь 38% думают, что наступил застой.
Ощущение наступившего застоя тем сильнее, чем крупнее город, в котором проживает человек. Ощущают застой 48% москвичей, 45% жителей городов-миллионников, 42%–41% россиян, проживающих в крупных, мелких городах и поселках городского типа и 39% сельских жителей.
Люди с высшим образованием чаще определяют ситуацию в стране как застой — 46%. Среди тех, чье образование среднее специальное и среднее таких заметно меньше: 44% и 37%, соответственно.
Молодежь (от 18 до 30 лет) чаще отмечает наступление застоя — 48%, а люди пенсионного возраста (старше 60 лет) реже — 33%
Материальное положение семьи не оказывает существенного влияния на восприятие текущей ситуации как развития или как застоя. Заметим, что для молодежи и жителей столицы стабильность в большей мере ассоциируется с застоем, чем для остальных групп респондентов.
В конце 80-х годов прошлого века, получивших ярлык «времен застоя», группа «Кино» утверждала, что «Перемен, требуют наши сердца». Современный россиянин испытывает по поводу проведения радикальных реформ или резких перемен значительно меньший энтузиазм. За проведение реформ выступают 23% населения, в то время как за обеспечение стабильности — 66%. Еще 11% затруднились с определением того, что для них важнее — проведение радикальных реформ или обеспечение стабильности.
В пользу реформ чаще высказываются жители столицы и городов-милионников (26% и 31% соответственно), реже жители сельской местности (19%). При этом процент опрошенных, выступающих за поддержание стабильности, практически неизменен во всех социально-демографических группах (65%–69%).
Перемены же более всего востребованы молодежью (18–30 лет) — 30% и меньше — остальными возрастными группами — 20–23%%. Что характерно и ожидаемо, за стабильность наиболее активно выступают респонденты 31–45 лет, находящиеся на пике трудовой биографии — 70%.
А вот сторонниками реформ чаще являются россияне с высшим (28%), чем со средним специальным (23%) и средним образованием (19%). Стоит отметить, что материальный достаток семьи ни в коей мере не влияет на отношение к реформам.
Примечательно, что среди считающих, что застой наступил, большинство (59%) выступают за поддержание стабильности и лишь 33% за проведение реформ. Среди респондентов, отмечающих отсутствие застоя, 75% выступают за поддержание стабильности и всего 17% — за перемены.
40% наших респондентов считают, что российская власть сегодня в большей мере озабочена проведением реформ. С ними не согласны 31% участников опроса, которые полагают, что власти сегодня скорее предпринимают усилия по обеспечению стабильности. 29% затруднились дать ответ на этот вопрос.
В проведении властью реформ в равной степени уверены и те, кто считает, что застой наступил (41%) и те, кто придерживается противоположного мнения (42%). Таким образом, можно предположить, что участники опроса остерегаются реформ и не готовы принять их, полагая стабильность превалирующей ценностью и опасаясь большей неопределенности в своей жизни. А с другой стороны, застой, лишь отчасти ассоциируется со стабильностью и, судя по всему, подсознательно связывается с теми же реформами, но проводимыми как бы исподволь…