Сложно поверить, что Жанне Агузаровой, знаменитой марсианке, покорившей своей экстравагантностью и необыкновенным вокалом, скоро стукнет 57. Однако во всей биографии певицы именно дата её рождения – 7 июля 1962 года – является одним из немногих фактов, не вызывающих сомнений и домыслов. Остальные сведения о жизни Агузаровой кажутся сборником нереальных и сказочных рассказов. Некоторые факты, которыми поделились близкие и коллеги вокалистки, стали достоянием публики благодаря книге «Авторизованная биография группы "Браво"».
Ивонна Андерс, дочь шведских дипломатов
Родилась будущая богиня эпатажа в поселке Туртас Тюменской области, по территории которого проходит ветка железной дорогие «Тюмень – Сургут – Новый Уренгой», а детство провела в поселке Колывань Новосибирской области. Вероятность этих мест быть связанными с историей рок-н-ролла была ничтожно мала, но именно отсюда отправилась покорять столицу молодая Жанна Агузарова.
Ещё в школьные годы, будучи звездой своего учебного заведения, она не скрывала своих планов, по меньшей мере, потеснить на эстраде известную Аллу Пугачёву, а в лучшем случае, стать королевой рок-н-ролла.
Развить вокальный талант Агузаровой во многом помогла бабушка, занимавшаяся её воспитанием. Частенько она сажала юную Жанну перед телевизором, чтобы та могла петь вместе с выступающими артистами. Повлияла Прасковья Петровна и на экзотический образ внучки. Придуманные ею необыкновенные костюмы из старых вещей с детства привили Агузаровой любовь к причудливым образам.
Мыслей о том, чтобы, окончив учёбу, остаться в родных краях, у девушки не возникало.
Подробный план действий, намеченный юной Жанной, предусматривал обучение в ГИТИСе, мастерской Петра Фоменко или же Бориса Покровского. Однако единодушный отказ шокированных приёмных комиссий в зачислении студентки заставил её пересмотреть проект покорения Москвы.
Варианты сдаться и вернуться домой не рассматривались. Чтобы остаться в столице, неудавшаяся актриса вынуждена поступить в первое подвернувшееся училище. Вместе с профессией маляра она осваивала Москву, неспешно готовясь к следующему наступлению в борьбе за популярность.
Какие представления о собственном будущем имела в то время Агузарова, судить трудно. Но приходившие на родину письма были наполнены позитивом и светлыми надеждами. В своих посланиях юная малярша убеждает подругу Тамару Горбунову оставить всё и переехать в столицу, считая неприемлемой простую судьбу обывателя, выбравшего «жить-попивать и машину наживать».
Удивительным образом Агузарова знакомится с Гариком Ассой. Будучи эффектным столичным панком и авангардистом, он также дружил с известным андеграундным модельером Петлюрой. Гарику, уроженцу Хабаровска, поразительно просто удалось вписаться в столичный уклад. Как материальные, так и моральные ценности, привитые портовым городом, позволяли ему чувствовать себя крутым парнем и среди столичной элиты. Но вот девчонке из неизвестного сибирского посёлка стать частью такой компании было нереально. На удивление, речь приехавшей из деревни Агузаровой вовсе не походила на провинциальную. А убедительно доказать респектабельную родословную помогало имя Ивонны Андерс, значившееся в паспорте. Именно этим именем Агузарова представлялась в обществе, поясняя, что является дочерью сотрудников шведской дипломатической миссии. По сей день загадка, как ей удалось подделать документ и не вызвать подозрений в своём настоящем происхождении при неоднократных проверках.
Столичные тусовки
«Крематорий», чьей основной аудиторией на тот момент были пьющие студенты, оказался первым музыкальным коллективом, знакомство с которым завела вокалистка. Можно только гадать, какой была бы её творческая карьера, если бы началась в этой музыкальной группе.
Между тем, творческая тусовка, в которую попала певица, позволяла ежедневно случаться новым открытиям. Её встреча с Петром Мамоновым стала одним из важнейших знакомств. Тогда ещё не было группы «Звуки Му», и Петр исполнял свои психоделические композиции из двух аккордов под аккомпанемент гитары. Остальная роль в выступлении отводилась мимике, выразительным телодвижениям и пластике музыканта. Для полной картины необходимо добавить постоянное алкогольное опьянение, не позволяющее адекватно воспринимать происходящее. Пугающе, но прямо и честно.
Андерс и Мамонов быстро разглядели друг в друге большой потенциал, укрепив свою дружбу множеством забав, среди которых самыми безобидными были танцы вдвоем на рояле.
Жизнь рок-н-рольной столичной элиты бурлила не переставая. Ивонне легко и успешно удавалось участвовать в различных популярных мероприятиях, будь то андеграундные показы мод или закрытые премьерные кинопоказы. Эти события были наполнены бесконечным общением, обменом записями и актуальными новостями.
Спустя годы телевизионный ведущий Евгений Додолев рассказал о знакомстве с Ивонной Андерс, девушкой необыкновенной внешности. Встретились они на ступенях Большого театра. Тогда же Ивонна продемонстрировала будущему сотруднику телевизионной программы «Взгляд» мутный снимок, на котором якобы была изображена вместе со знаменитым Дэвидом Боуи. Неясно, поверил ли тогда Додолев этому снимку или нет. Однако уникальность девушки и то, что её ни в коем случае нельзя упускать, были бесспорны. В результате столичная богема легко и быстро приняла Жанну в свои ряды, не выясняя, соответствует ли девушка их кругу.
Знакомство с группой «Браво»
Первое знакомство участники будущего музыкального коллектива вспоминают по-разному. Самым вероятным и правдивым представляется лишь недавно озвученный лидером группы вариант событий. Согласно рассказу Евгения Хавтана, осенью 1983 года на квартиру его родителей, с которыми он тогда проживал, поступил звонок. Мобильным телефонам оставалось ждать около пятнадцати лет до момента их всемирной популярности. Поскольку время было уже поздним, звонок сразу показался довольно странным. Девушка на другом конце провода, а это была Агузарова, сообщила о своём желании петь. И то, что именно она подходит для его музыкального коллектива. Телефонная будка, из которой певица звонила, располагалась возле кинотеатра «Звёздный». Поклонниками певицы в будке будет позже размещена табличка, гласившая, что именно здесь Агузарова впервые позвонила Жене, а он пригласил её в группу. Но, безусловно, сразу никто в группу её не приглашал.
Телефонный разговор заинтриговал Хавтана, и он предложил девушке встретиться на станции метро «ВДНХ». Вместе с Павлом Кузиным, которого музыкант пригласил с собой, он ожидал Жанну более сорока минут. Подобные опоздания были вполне обычным делом для Жанны.
Когда молодые люди уже собрались уходить, не дождавшись Агузарову, она появилась вместе с красивой подругой и большим полиэтиленовым пакетом. По сути, именно необычная внешность, причудливое одеяние, красота подруги и надпись «TATI» на пакете помогли завязаться их знакомству.
Направляясь в такси к коллегам, Степаненко и Конусову, музыканты внимательно наблюдали за девушкой. Та, в свою очередь, умудрилась пролить на форменный железнодорожный китель Хавтана большую порцию кефира. Досталось и водителю такси. Стены Дома культуры, куда приехала компания, словно не выдерживали присутствия Жанны: внезапно ломались стулья и двери, рушились массивные тяжёлые конструкции. Но для музыкантов главным было увидеть то, ради чего была организована встреча. Агузарову попросили спеть, и девушка спела настолько здорово, что решение о её принятии в группу созрело сразу. Музыканты не захотели вокалиста парня и выбрали девчонку, которая так круто выдавала блюзы и рок-н-роллы, демонстрируя при этом искреннее удовольствие и энергию.
Коллектив начал активную работу, пошли многочисленные репетиции, создавалась программа. Встречались музыканты дважды в неделю. К уже готовой на тот момент музыке требовалось подобрать подходящие тексты. Жанна, обладая великолепным поэтическим вкусом, находила произведения в книгах, журналах, услышанных где-то выступлениях. Именно она принесла на репетицию стихи Арсения Тарковского и Уильяма Джея Смита, которые легли в основу первых песен группы. Кроме того, сама вокалистка написала текст песни «Желтые ботинки», одного из хитов будущей программы.
Первыми, кто услышал выступления молодого коллектива, ещё не имевшего имени, стали посетители танцев Дома культуры. Группа исполняла популярные композиции зарубежной и советской эстрады. Примечательно, что, по мнению многих слушателей, песня Пугачёвой «Без меня тебе, любимый мой», исполненная Агузаровой, превзошла оригинал.
Вдохновением для сценических образов стали западные артисты «новой волны», чей стиль был подсмотрен в зарубежных журналах, и стиляги 50-х и 60-х годов из советских фильмов. Довольно быстро был придуман желаемый образ с такими элементами, как поношенный пиджак, остроносые туфли, брюки-дудочки и галстуки-селедки. Подходящие вещи можно было найти в гардеробе родителей или приобрести на знаменитом Тишинском рынке за 5-10 рублей. На руку музыкантам было и то, что, в отличие от металлистов и панков, выбранные образы стиляг поначалу не вызвали особого интереса у местной милиции.
Заводной твистово-рок-н-рольный накал занял главное место в программе коллектива. Череда многочисленных репетиций привела к тому, что у группы, наконец, появился свой полноценный сольный сет. Их уже практически позвали выступать на рок-фестивале в Долгопрудном, но пока комиссия решила, что коллективу не хватает профессионализма.
Арест
Неофициальным днём рождения группы «Браво» принято считать 14 марта 1984 года. Но такое значение этот день приобретет уже позднее, а вначале он был связан с драматичными событиями. Несмотря на предупреждения и советы отменить выступление, а также стойкое коллективное предчувствие надвигающихся неприятностей, группа запланировала на этот день два концерта. И уже первый из них повлёк роковые последствия.
Из воспоминаний зрителей известно, что во время выступления на сцену выскочили люди в милицейской форме. Сопровождавший их человек в штатском через рупор велел всем оставаться на своих местах.
Возникших проблем вполне можно было избежать, если бы у коллектива имелись залитованные тексты или хотя бы какой-нибудь документ, подтверждающий правомерность их творческой деятельности. Но последнее, чем пожелали озадачиться музыканты, была бумажная волокита.
Вызвали не меньшее недовольство контролирующих инстанций и костюмы исполнителей – черные галстуки с белыми рубашками, в которых усмотрели намёк на фашизм. В качестве намёка на номенклатуру была воспринята строчка песни: «Я мимо проезжаю в "Чайке"».
В результате «Браво» попали в чёрные списки, на них практически было заведено дело. В это же время группой получено приглашение из Ленинграда, до которого вести о происходящем, как видимо, не успели дойти. Музыкантов позвали на программу «Невские звёзды», что знаменовало и первые гастроли коллектива, и первое появление на телевидении.
Вернувшись после этих съёмок в Москву, участники коллектива с двумя ящиками пива сразу отправились на квартиру к Агузаровой. При этом они ощущали себя настоящими звёздами.
Вызванная на допрос певица на него не явилась, что повлекло объявление в розыск. Задержали её на станции метро. В это же время лидер музыкальной группы Хавтан допрашивался на Петровке.
Именно от следователя, проводившего допрос, Евгений узнал настоящее имя своей вокалистки. Что заставило Жанну нарушить закон и подделать паспорт, оставалось загадкой для следователей. А причина была одна – родное имя не позволило бы певице стать частью столичной тусовки. Как упоминалось ранее, именно выдуманная биография обеспечила ей путь туда, куда иначе вход для обычной провинциальной девушки был закрыт.
Однако, помимо билета в мир столичной богемы, Агузарова получила вероятность отбывать реальный срок в тюрьме. Но и тут певица не изменила себе. Практически каждое заседание суда она превращала в собственное шоу, сочиняя фантастические ответы на вопросы судьи. По итогу, был сделан вывод о невменяемости вокалистки. Суд перенесли.
Фото Жанны Агузаровой и сейчас находится в музее Бутырской тюрьмы на стенде с информацией о знаменитых личностях, отбывавших когда-либо там наказание. Довольно быстро её перевели в Институт судебной психиатрии имени Сербского, а оттуда направили в леспромхоз Тюменской области отбывать принудительные работы. Но прошло не так много времени, как оттуда стали приходить письма. Переписка Агузаровой и Хавтана содержала творческие планы о будущем и проекты новых песен.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишитесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще