Когда князя Владимира - будущего крестителя Руси, попыталась убить жена Рогнеда, то тот планировал её казнить и лишь заступничество малолетнего сына Изяслава спасло женщину. Князь лишь выслал супругу с сыном-защитником на её родину. С тех пор Изяслав и потомки его княжили в Полоцке, ведя свою родословную при этом не по линии отцовской к Рюрику, а по линии Рогнеды к отцу её - Рогволоду. Они и в политике своей были независимы от Киева. Изяславу наследовал сын Брячислав, который расширил земли княжества. Продолжил его дело Всеслав.
Тот Всеслав людей судом судил,
Города Всеслав князьям делил,
Сам всю ночь, как зверь, блуждал в тумане.
Вечер - в Киеве, до зорь - в Тмуторокани,
Словно волк, напав на верный путь.
Мог он Хорсу бег пересягнуть.
"Слово о Полку Игореве" (здесь и далее)
Его при жизни ещё чародеем называли. Считалось, что он в зверя оборачиваться умеет, что язычество чтит, что обладает колдовскими свойствами.
Многочисленные благоприятные, даже удачливые обстоятельства в жизни Всеслава лишь подтверждают мистичность его образа. Родился он в 1029 году, и само его появление на свет окутано загадкой. Родился, что называется, "в рубашке". Видя это, волхвы языческие, окружавшие отца его, Брячислава, напророчили долгую и славную жизнь новорожденному, да наказали лишь часть этой "рубашки" всю жизнь с собой носить под повязкой на голове.
Повзрослеть пришлось рано. В 15 лет уже довелось перенять княжение. Да не хотел Всеслав спокойного княжения. Распространил он силу свою на север, до территории современной Латвии. Многочисленные племена балтийские стали его союзниками и данниками. Множил он и территорию своих владений, постепенно столкнув свои интересы с киевскими. С князьями русскими, своими теперь уже дальними родственниками - Всеслав поддерживал союзные отношения, вместе довелось даже бить торков степных, но потом полоцкий князь понял, что амбиции его лежат далеко за пределами определенных ему владений.
Тогда-то и началось противостояние. Знал Всеслав, что на помощь князьям киевским придут союзники-скандинавы, поэтому стал сеять волнения в землях северян, чтобы не до дел русских им стало. А сам укреплялся на юге и востоке. Там где реки Свислочь и Немига встречаются основал он крепость, здесь в будущем Минск вырастет. А в то время это непосредственная близость от территорий Киева и его союзников. Здесь и случится легендарная битва.
Всеслав осаждал Полоцк, грабил и поджигал Новгород, разбил его войско. Тогда объединили свои силы князья Киевский, Черниговский да Переяславский, сыновья Ярослава Мудрого, да дошли до нового укрепления Всеслава на Немиге. Был снежный март 1067 года. Воевать в глубоком снегу было неудобно. Стали стороны по берегам реки да ждали неделю, пока полнолуние не сподвигло князя-чародея начать битву.
Берега Немиги той проклятой
Почернели от кровавых трав -
Не добром засеял их оратай,
А костями русскими - Всеслав.
Много людей погибло в этом бою. Чародею пришлось отступить, теснили войска объединенные его. Но оставлять Всеслава никому не хотелось и предложили ему Ярославичи переговоры, да и схватили, в Киев увезли, в яме заточили с сыновьями.
Прошло боле года, так бы и провел он все дни свои, но неожиданные обстоятельства всё изменили. Город был неспокоен. Восстал он против своего главы - Изяслава Киевского, который не мог никак организовать уверенной победы над половцами, то есть не мог обеспечить безопасность своего народа. Вынули из погреба полоцкого князя киевляне и на престол усадили. Прав толком никаких, всё решает вече, а ведь он привык быть настоящим лидером. Всеславу Киев был абсолютно не нужен, но и в неволю обратно не хотелось. Чуть более полгода просидел он на киевском престоле, когда вернулся свергнутый Изяслав с войском польским. Снарядились киявляне противостоять им. Но бежит во тьме ночной Всеслав подальше от этих мятежных людей.
Куда бежать? Нет у него теперь и Полоцка. Изяслав отобрал и его. Но мы помним, что родился Всеслав в рубашке. Финно-угорский народ водь соглашается помочь ему вернуть родной город. Вначале он продвигается неудачно, новгородцы его берут в очередной плен, но от греха подальше - отпускают сами. Да и постепенно возвращаются к нему его войска, ностальгируя по былой славе и победам. В 1071 году он вернул Полоцк.
Борьба продолжается. Теперь Всеславу противостоит следующее поколение князей русских. В числе которых Владимир Мономах. Только он убедительно может противостоять Чародею. В наказание за смоленский поход - Мономах громит молодой Минск.
Но никто уже не сместит полоцкого князя. Всеслав был князем более полувека. Хоть и остался он в восприятии народном чародеем, оборотнем, язычником - именно этот князь возвел Софийский собор в Полоцке, задуманный ещё отцом его. Впереди нескончаемая череда междуусобных войн. Но такого величия как при Всеславе княжество не обретет более, а со временем станет лишь региональным центром с богатой историей.
Так свершил он путь свой небывалый.
И сказал Боян ему тогда:
"Князь Всеслав! Ни мудрый, ни удалый
Не минуют божьего суда"
***Подписывайтесь на 11 экю. Читайте нас и делитесь с друзьями, впереди много интересного, ведь история не заканчивается.