1 марта в широкий российский прокат вышел дебютный фильм журналиста Михаила Идова «Юморист». Публикуем небольшой текст об этой пока что единственной достойной внимания мартовской премьере.
До последней минуты дебютный фильм Михаила Идова «Юморист» кажется тем редким исключением, когда российский кинематографист готов честно и открыто общаться с аудиторией на серьезные животрепещущие темы. Но нескладный башкирский речитатив, наложенный на финальные титры, как оглушительный подзатыльник, выбивает из головы зрителя приятные ощущения. Звенящее эхо доносит: «Прими извинения, приятель, мы здесь деньги делаем».
После уродливой кляксы уже не возникает желания подбирать для материала эпиграф из творчества, упоминаемых героем литераторов: Чехова, Тэффи, Щедрина, достаточного современного и простого: «Никто не расскажет, / что такое свобода, / которая так нужна». Именно удушливое ощущение замкнутого круга пропитывает каждую сцену «Юмориста».
11 месяцев Черненко. Артист разговорного жанра Борис Аркадьев гастролирует по стране с монологом «Бархатный сезон». У него есть новый материал, но нет цензурного разрешения, у него есть жена и двое детей, но нет ощущения достатка. К тому же высокопоставленные поклонники просят каплю внимания, просят об услуге, от которой опасно отказаться.
Анализировать топорную параллель с современностью, конечно, не стоит. Под порывами свежего ветра «Юморист» бы и не появился. Тщательного рассмотрения заслуживают разве что образы элиты в погонах. Роскошен генерал Ясенев, в исполнении Анатолия Котенёва, в его коротком: «Давай, шути», - слышится: «А не то вызову на татами». Беспросветная глупость, безжизненная консервативность – все это седой, квадратнолицый Ясенев. Не менее прелестен Артем Волобуев, играющий Сашу Никонова, не просто готового, но даже не представляющего жизни без танцев под генеральскими каблуками.
В начинающемся 2019 году «Юморист» - уже второй фильм, возникающий под давлением «невыносимой скуки бытия». Первым стал «Завод» Юрия Быкова, с феерической легкостью провалившийся в прокате. Оставаясь до конца честным, Быков вывел на экран своих любимых, но потенциально непопулярных, колхозников в коже и нечаевца. Любимый типаж Михаила Идова станет известен позже, когда появятся второй и третий фильмы, а сейчас очевидно одно, быть честным он не собирается, благоразумно оставляя места для клякс.