В парше Пкудей на первый взгляд скучная бухгалтерия:
"Серебра же собранного при пересчете общины 100 кикаров и 1775 шекелей от 603500 человек
С каждого прошедшего подсчет от 20 лет и старше...
100 кикаров серебра на отлитие подножий, а из 1775 сделали крюки для столбов, покрытия их вершин и нити...38:25-28.
А учит это нас оказывается фундаментальным вещам.
Парша Ки Тиса начинается с заповеди принести по пол шекеля "что бы не быть пораженными мором при пересчёте"...
"Богатый не больше и бедный не меньше для искупления душ ваших" 30:15
Эти деньги и пошли на подножья Храма. Так же сбор по пол шекеля шёл на жертвоприношения
И так, чему это нас учит?
Основание духовного храма, строится на понимание одинаковой ценности наших душ, в глазах Творца.
Богатый и бедный -это не только деньги, но и талант, уровень знания и т.д.
Поскольку, моя душа так же ценна Творцу, как и любая другая ( душа Моше Рабейну, Аарона ХаКоэна), то моя задача, как и каждого человека: довести понимание и Ощущение своей значимости до этой объектовой реальности.
А это уже не оставляет место не для депрессии, не для меланхолии не для других проблем связанных с низкой самооценкой.
Но с другой стороны каждый человек- это только пол шекеля.
А это лечит гордыню.
И богатый и бедный должны внести одинаковый вклад в жертвоприношения, то есть в "тикун мидот" исправление качеств характера.
Что касается низкой самооценки, она присуща как и бедным, так и самым богатым, ибо настоящая самооценка не основана на деньгах или на каких то других внешних факторах.
А гордыня, презрительное отношение к людям (и себе),это лишь компенсация этой низкой самооценки.
Что касается 1775 шекелей, говорит Мидраш ( Ялкут Шимони), Моше Рабейну не мог вспомнить куда они пошли.
Как же так?
Дело в том пишет Рав Милевский, что Моше вначале смотрел на то что происходит в духовном духовных мирах, а лишь потом на соответствие тому в физическом мире
Напомню из Египта вышло 603500 мужчин от 20 лет и старше.
600 тысяч очень значимая и в духовных понятиях и в еврейском законе цифра.
Она соответствует количеству корней еврейских душ.
А где же оставшиеся 3500?
Это как раз 1775 по пол шекеля на человека.
Это неевреи, вышедшие из Египта из меркантильных или иных некашерных соображений. Их души не стали еврейскими и не вошли в духовный счёт. Моше, не увидя их в духовных мирах, не мог вспомнить, что сталось с серебром. Но ничего не пропадает даром. И, продолжает рав Милевский, сегодня все несерьёзные геры*, произошедшие из этих душ, могут стать частью опоры для Храма, если прикрепят себя к "столбам" Храма, то есть став талмидей хахамим (учениками мудрецов).
"Крюк" на иврите – вав. Сама буква ו Вав – это цифра 6 (6 сфирот от Хеседа до Йесода) и прикреплена к столбу, который стоит на земле (Малхут ). Гиматрия названия буквы ו Вав – ואו (13). Та же гиматрия у слов אחד эхад (един) и אהבה ахава (любовь).
Важно помнить, что подобные герам части есть и в каждом из нас, а раз так, то наша задача – вернуть каждую на подобающую ей место.
Эрев рав (большое смешение, сборище, то есть нееврейская часть) в нас – это части, при первых трудностях начинающие вопить, ныть: "Зачем тебе это надо? Был бы светским, как остальные, не было бы этих проблем." И далее в том же духе по разным поводам.
Нередко – это завышенные ожидания, и/или непонимание устройства мира: "Если Творец – такая могучая сила, могущая дать мне всё и сейчас, то почему не даёт?!"
Иногда это прихоти.
Иногда – зависть.
Иногда – нежелание или неумение правильно вписаться в рамки еврейского закона.
И одна из самых характерных черт-наглость.
Наглость-это "защитная" реакция.
Под ней всегда сидит страх, что чего то не хватает, или не хватит .
Упражнение № 78. "Эрев рав" в нас
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.
Найдите в себе голоса (части себя) "эрев рав".
Спросите, что им на самом деле не хватает?
Спросите Творца, как удовлетворить их настоящие желания?
Ибо сказано, что все виды наслаждений можно получить от Творца кашерным способом.
* * *
Комментаторы приводят очень много параллелей между переносным храмом ( Мишканом) и вселенной.
Другие, рассматривают святая святых как голову человека: ковчег это мозг, стол и светильник- два глаза, алтарь для благовоний это нос, и алтарь для жертвоприношений -рот
Третьи видят Мишкан как тело всего человека.
Это не удивительно: мир устроен как голограмма, где в каждой детали есть все.
Вопрос только, сквозь какую призму мы хотим посмотреть.
Поэтому я так же приведу несколько подходов к Мишкану в нашем мире и в нас.
1) Рав Херш пишет что головной тфилин-это ковчег ( форма куба, кожа-шкуры и тора внутри), а тфилин на руке-это алтарь.
В молитве, до надевания тфилина мы говорим, что головной тфилин помогает направлять мысли к Творцу, а ручной-силы и желания.
Сама молитва-заменяет жертвоприношение.
Итак каждый еврейский мужчина имеет свой личный Мишкан.
Очень хорошо сделать это упражнение: расслабься, закрыть глаза и сфокусирувшись на тфилине, направить свои мысли и желания к Творцу, который конечно же здесь и сейчас.
Ограда Мишкана-это талит, окружающий свет, в него хорошо завернуться и почувствовать.
Женщины не нуждаются в тфилине, поскольку женские органы способны к продолжению жизни, и тем самым связывают женщину с вечностью.
Очень важное упражнение для женщин: связь с Творцом через эти части тела.
Убрать грязь, ложный стыд, низкую самооценку как женщина, и прочие не гармоничные с Творцом элементы.
О молитве,которая соответствуют жертвоприношению, мы поговорим БэХ когда дойдём до глав книги Ваикра.
2) Наш дом как Мишкан ( и соответственно потом храм)
Стол-это алтарь.
Не говорить о Торе за столом-это принесение жертвы идолам. Правильная еда, как мы об этом говорили, исправляет мир.
Спальня-это Святая Святых.
Интимные отношения между супругами вечером в Шабат,при соблюдении законов чистоты семьи- проявляют Б-ное присутствие ( Шхину) в этом мире равную тому как, когда первосвященник заходит в Святая Святых в Йом Кипур.
3) Подход к деталям Мишкана, как к правильным эмоциональным состояниям.
Я написал три поста об этом в Парше Трума.
Как пример: ковчег- золото внутри и наружи: чистота. Дерево посередине- теплота и способность к росту.
Крувим- баланс между мужским и женским началом человека.
Покрытия шатра- трансформации эмоциональных состояний и тд и тд.
( Посмотрите эти посты ещё раз)
4) Мишкан, как мудрость в достижении гармонии
( 48 балок-48 путей мудрости и т.д)
5) Самый простой подход ( " пшат"), но требует тренировки
В посте на Паршу Трума и Тецеве я предложил сделать следующее упражнение:
Расслабься
Найти в себе все составляющие Мишкана по очереди.
Представьте себе, что вы становитесь частями Мишкана.
Почувствуйте энергетику каждой части.
Проработайте блоки, которые мешают, стать этой части чистым каналом
В этой главе давайте расставим все части Мишкана и соберём его вместе.
И конечно не забудем умывальник, сделанный из зеркал женщин.
Отношение к приукрашиванию себя, когда это связано со святостью, сразу становится понятным.
Я советую взять книгу, где нарисован Мишкан, так будет легче.
Хорошо расслабившись, пойдём по порядку установленном в главе Пкудей.
Не спешим.
Помним, сам Моше Рабейну до посвящения Мишкана, собирал и разбирал его каждый день, семи дней посвящения Коэнов.
Поскольку строительство Мишкана ( Храма) это процесс- мы все идём по пустыне и собираем и разбираем Мишкан, как узнать, что я делаю это правильно?
Ответ: если вы собрали Мишкан правильно, ковчег завета в вас ( как и настоящем Мишкане) перестанет занимать пространство, а значит и время и материальность. Оставаясь при этом на месте.
Что это значит?
Мы помним, что в Ковчеге находились скрижали и весили они достаточно много ( Ашер Рохбегер, как раз прислал статью с расчетами. Так вот, по разным мнениям от 33ех до 57ми кг., и сам золотой ковчег. )
Ответ который пришёл ко мне после нескольких дней раздумья и я это почувствовал:
Когда Тора интегрирована в нас, и поддерживающие ее мидот тоже чисты , она не " занимает место" в нашей жизни, она и есть жизнь.
Она не давит своим весом,
а несёт несущего её, как ковчег нёс Коэнов, на чьих плечах он находился.
Это прекрасное ощущение, и желаю нам всем его испытывать
автор текста: Ефим Свирский