Для начала сухая статистика.
Иван Никитович Кожедуб. 64 воздушных победы. Лучшая результативность среди летчиков союзников.
Эрих Альфред Хартманн . 352 воздушные победы (из них 347 над советскими самолётами).
Казалось бы, комментарии излишни, зато повод для споров - колоссальный.
И споры, разумеется, ведутся.
Разница слишком велика чтобы могла быть объяснена как-то рационально, поэтому вокруг крутится масса конспирологических теорий разной степени адекватности.
Про то, что нашим летчикам срезали, а немецким приписывали. Про то, что Кожедуб был простым тружеником неба, а Хартманн - иконой рейха, который и летать то толком не умел, но зато был основательно распиарен.
Что засчитывали расстрелянные на земле. Что сбитые в группе приписывали всем в группе.
Вплоть до того, что немецкие цифры вообще взяты уже после войны из головы, потому что все сгорело.
На самом деле.
На самом деле все, разумеется, объясняется довольно просто и исключительно рационально.
Вообще Кожедуб и Хартманн были примерно равными по результативности летчиками, Кожедуб даже поэффективнее строго говоря.
Просто более полная статистика выглядит так:
Хартманн, боевых вылетов - 1404, воздушных боев - 802, воздушных побед - 352
Кожедуб, боевых вылетов - 330, воздушных боев - 120, воздушных побед - 64
И такая разница в цифрах сразу же получает простое, рациональное и неизбежное объяснение.
Насчет эффективности - у Хартманна получается воздушная победа на 2.27 боев и на 3.98 вылетов. А у Кожедуба - 1 воздушная победа на 1.88 боев и на 5.1 вылетов.
Т.е вступив в бой Кожедуб сбивал чаще. Просто летал реже. И боев было меньше.
А уж как так вышло, что лучший немецкий ас летал в четыре раза чаще - это совсем другой вопрос. Однако вполне объясняет то, что в итоге он участвовал в в шесть с половиной раз большем количестве воздушных боев. А это вполне объясняет почему он сбил в пять с половиной раз больше самолетов, чем Кожедуб.