Найти тему
Мсье Мугрузин

Председательша

Анна Афанасьевна Климова, председатель Прихоперского села Хоприк, приняла меня в своем доме. Ее жилище было обычным а те пятидесятые годы - маленькое в одну комнату, где топят печь для отопления и готовки пищи, кровать и стол с парой табуреток. Что сразу бросилось в глаза, до некой желтизны помыты доски пола. И ничего больше. Так жили тогда многие на селе, так жила и Анна Афанасьевна, отработавшая к тому времени почти четверть века руководителем сельскохозяйственного предприятия на Хопре.

В любую минуту вспоминая период организации коллективного хозяйства в 1930 году, она начинает беседу с того времени, когда из сотни дворов желающих оказалось немного. Причиной тому помещик Поленов. Он жил в кирпичном доме на краю деревни. Дом снаружи выглядел как замок среди хатенок крытых соломой. В его дом всем хотелось пойти, но удача такая выпала одной Афросинье Сусловой. Фрося, так ее звали селяне, отличалась необычной красотой экстерьера. А лицо было будто писано известным художником. Так вот она пятнадцатилетняя девчушка вошла в дом помещика по его приглашению. Дом был небольшой, но очень красивый. Чистота сразу же бросилась в глаза девчушке. Потолок был обвит неизвестный ей растением, который кое - где выбросил цветочки, а листья почти полностью застилали потолок. Создавалась картина зеленой лужайки на верху. Неожиданно Фрося увидела перелетающих с одного места на другое птичек разного цвета, которые общались меж собой красивым пением. Стены дома меж оконными проемами были оформлены лепкой изображающей разные цветы. Ро всему было видно, что хозяин любит природу и занят в свободное время, а другого у него не было отродясь, фауной и флорой. Домой он никого не приглашал, поэтому Фросе было крайне интересно прижиться здесь. Более того Поленов обещал кормить, одевать и на прздничек при хорошем стечении обстоятельств и добротной службе с бесконечным послушанием даровать червонец, а смотришь и другой. Прежде, чем идти на службу к помещику, Фрося поделилась с подругой Анютой Климовой. Анюта сразу же отвергла ее планы по поводу Поленова.

-Он начнет к тебе приставать, а у самого жена есть и дети. Откажешь - выгонит с позором, не откажешь - слух по селу пойдет и кому ты будешь нужна? Никому.

-Да, Анюта, ты, конечно, права, но своего решения я менять не стану. Хочу и все. Поживу, как в раю, а там, что Господь даст.

Вскоре в село приехал представитель Кистендейского райисполкома и служащим земельной комиссии. Собрали народ в центре села около дома Бахаревой Авдотьи и не потому, что он был много хуже других, а по причине расположения его в центре Хоприков. Представители района начали беседу:

-По всей стране наш вождь Иосиф Виссарионович Сталин решил на базе разрозненных нищенских подворий организовать коллективные хозяйства, колхозы во общем. Колхозы быстро организуются и начнут выращивать хлеб, молоко и мясо. Но это потом. А сейчас надо записаться каждому в это хозяйство и тут же мы изберем председателя колхоза. Наша страна большая, рабочих городов надо кормить, а они за это будут нам давать технику, прицепной инвентарь, семена и стройматериалы.

Кто - то сзади крикнул:

-А на что начнет работать хозяйство? Где брать семена, скотину рабочую и продуктивную? Где брать средства на развитие?

Районные начальники переглянулись, понимая, что имеют дело с не простым крестьянином, а по меньшей мере с грамотным человеком, а по большей - ученым или знатным горожанином , прибывшим сюда к Хопру на летний отдых. Секретарь райкома быстро отреагировал на вопрос:

-Рабочий и продуктивный скот, семена на предстоящий сев, инвентарь вы сами на добровольной основе внесете в коллективное хозяйство и с этого начнет свой путь к масштабному развитию ваш колхоз. Чтобы не произошло растаскивания, разворовывания имущества, падежа скота вы сами сегодня же изберете председателя колхоза, назначите правление колхоза и учетных работников.

Шум поднялся такой, будто уже у каждого отнимают корову с шлейфом, а то и две. Заберут лошадей, на которых возим сено, пашем огород. Представитель встал и твердо заявил:

-Мы никому не позволим саботировать решения правительства, все будем делать так, как учит нас товарищ Сталин. Саботажникам есть место на Колыме.

Шум не прекращался. Поднялся Захаров Тимофей.

-Я не верю, чтобы собранное в колхоз было сбережено. Сразу найдется при власти какой - нибудь охочий до чужого и упрет потихоньку народное добро.

-Для этого есть власть, НКВД, председатель и правление вашего колхоза. За кражи будут наказывать по серьезному. Прошу подавать заявления.

Вышел Кондратий Улыбин.

-Мне терять нечего кроме нищеты. В колхозе может и станет лучше жить сообща. Я вступаю.

Потянулись еще желающие.

-Теперь давайте дадим имя вашему колхозу, изберем председателя колхоза и правление. Вносите предложения.

-Я вношу предложение избрать председателем колхоза Анну Афанасьевну Климову. Она хорошая. Простая и душевная.

В зале закричали:

-Хорошо, правильно, она молодая и грамотная, а кто же еще - то.

Избрали Анну Афанасьевну Климову председателем, избрали членом правления и ревизионную комиссию. Колхоз единогласно назвали "Ударник".

И вот теперь 1957 год. Колхоз прожил нелегкий путь за эти 27 лет. И ни у кого ни разу не появилось желание сменить председателя. Колхоз имел три тысячи пашни, ферму кур - несушек, конную ферму и пять десятком молочных коров с шлейфом.

Анна сумела сформировать дружный, работоспособный коллектив колхозников, который всегда стал занимать лидирующие позиции. Надо сказать, что и колхозникам здесь жилось хорошо. В отличии от сложившихся повсеместно тенденции первоочередного выполнения государственного плана по зерну, затем засыпка семян для весеннего сева, потом обеспечение скота в зимний стойловый период концентратами и только потом - выдача на трудодни зерна, Анна все заранее просчитывала и в первую очередь выдавала зерно народу. При этом она заинтересовывала людей к труду и избавлялась от зерна первоуборки, которое чаще всего было еще сыроватым, а значит нестандартным и не могло долго лежать в складах, а если его сдать государству, то оно могло быть ополовинено, поскольку не соответствует нормам для устойчивого хранения. Ее за это ценили и уважали. Каждая ее команда исполнялась быстро и качественно.

В колхоз часто наведывался первый секретарь Кистендейского райкома партии Козобродов Алексей Федорович. Человек молодой, но не по возрасту умный, талантливый руководитель. Ездил он на конных дрожках. В райкоме говорил:

-Я в такой то куст выехал на неделю, буду к субботе. Если что - то срочное, высылайте за мной по кусту наездника райкома Лешку, он найдет сразу.

Так он и ехал от Лопатина в Ундольщино, затем в Баклуши, Большую Журавку, Пашино, Красный Яр и др.. Переночует в одной деревне, наутро с свежими силами едет в другую. Больше всего он любил приезжать и останавливаться на ночевку в колхозе "Ударник". И он относился к Анне Афанасьевне с неким уважением, так как сам был из трудолюбивых, трудолюбивых и любил. Уж по какой причине, точно любил он Хопринский колхоз, никто не знает. Бывало все пройдет лично, каждую ферму, сенокос, хлебные участки в уборку, склады семенные, все все и только тогда переезжал в другое место. Любили Алексея Федоровича за доброту, требовательность и ум. Любили за порядочность, неумение кричать, ломать копья. прежде глубоко разбирался и уж затем принимал решение.

Так Анна Афанасьевна теперь жила как - то не по себе спокойно, привыкла ведь от зари до зари крутиться по делам, а теперь встанет, приготовит обед и все - то дела.

Анна Афанасьевна не спеша рассказала свою жизнь в четверть века за какой - то час.

- Вот как время летит, -

Посетовала она , а через три дня материал о председателе колхоза "Ударник" вышел в районной газете "Сельская новь".