За предыдущие четыре выпуска (Выпуск 1, Выпуск 2, Выпуск 3, Выпуск 4) мы вспомнили все композиции из этого года, попавшие в Топ-500 обоих наиболее представительных музыкальных изданий - New Musical Express (Британия) и Rolling Stone (США). Сегодня наконец-то появилась возможность снять сливки и рассмотреть верхнюю часть списка.
Первым номером у нас пойдёт номер 71 по списку Топ-500 журнала Rolling Stone - там значится крёстный папа соула эксцентричный Джеймс Браун с композицией Papa’s Got a Brand New Bag, хотя википедия утверждает, что сингл вышел в июне 1965 года. Но я американский список править не могу, поэтому послушаем экзальтированного почти до неприличия Джеймса. Песня чрезвычайно известна по всему миру, но под другим названием - I Feel Good. Британский список-таки содержит ту песню под 1965 годом и поместил её аж на 6 место.
На 53 месте ещё один исполнитель соула - Перси Слейдж с композицией, которая считается чуть-ли не эталоном соула. Это When a Man Loves a Woman, и это, наверное, единственная его песня, которая широко известна в его исполнении. Хотя мне песня Брауна кажется гораздо более характерной для стиля соул, а песня Слейджа (к тому же написанная не им) то скорее блюз, чем соул.
Двигаемся выше и на 33 месте (на 37 в британском издании) находим ещё одну соул-композицию River Deep — Mountain High. На сей раз это ещё интереснее - это совсем молодая Тина Тёрнер со своим супругом Айком Тёрнером. Обилие соул-композиций на высоких местах говорит о широкой популярности в 1965-1966 годах этого жанра. Любителям Дженис Джоплин, с которыми у меня был небольшой диспут в комментариях к моим статьям, рекомендую обратить внимание на вокал молодой Тины. Он минимум не хуже по экспрессии и хрипловатым модуляциям, чем вокал Дженис и гораздо сильнее и чище, отчего в нём нет той истеричности, когда вокал превращается в сдавленный вопль, как у Дженис. Между прочим Тина через пару лет прошла и хиппи-период - я видел её выступление в 1969 года на фестивале в Альтамонте и ничто не мешало ей стать настоящей рок-стар, как Джоплин, если бы не уход практически в эстраду, как случилось с большинством блестящих джазовых и соул-вокалисток (наши, к слову, Долина и Отиева не исключение) - Арета Франклин, Донна Саммер, да даже сама Элла Фитцджеральд. Всё закончилось эстрадой и, наверное, богатством в ущерб творчеству.
Кстати, львиная доля успеха Айка и Тины принадлежит Филу Спектору, который их нашёл и продюсировал. С Битлз у него на Let It Be получилось гораздо хуже и, слава богу, в нулевые вышел альбом Битлз с оригинальным звуком без спекторовских наворотов типа "стены звука".
Нас ждут верхние два места 1966 года в Топ-500 и они в обоих журналах принадлежат The Beach Boys - редкое единодушие. Те, кто читал мои предыдущие выпуски про 1966 год в каждом из них находил по одной-две композиции Бич Бойз. Все они с одного альбома - Pet Sounds, который считается прорывным у группы, а также одним из первых психоделических альбомов, чуть-ли не образец психоделики. Я, честно говоря, таковым его не нахожу, хотя честно прослушал его несколько раз. Спишу своё мнение на недостаточную вовлечённость в тему, Бич Бойз всегда оставался у меня в стороне именно из-за имиджа жизнерадостной пляжной группы с минимальной интеллектуальной нагрузкой в музыке и текстах. Мне остаётся лишь констатировать, что композиция God Only Knows попала на 25 место в списке Rolling Stone и на 14 в списке New Musical Express
Ну и наконец лучшей песней 1966 года по спискам обоих журналов стала композиция Good Vibrations тех же The Beach Boys. Вообще считается, что этой композицией группа открыла новый подход к технике звукозаписи, используя новые инструменты, наложения и прочие новаторские приёмы. Вообще композиция представляет из себя набор из фрагментов нескольких песен, скомпилированных между собой. Начинается она, как вполне обычный для Бич Бойз сёрф-рок и потом начинаются всевозможные вариации, использование меллотрона, не совсем обычная для тогдашней рок-музыки партия ударника и т.д. Для нашего времени в этой песне нет вообще ничего не обычного, но для 1966 года вероятно это было совсем в диковинку. Чтобы это осознать надо в это время жить, в контексте тогдашнего мейнстрима. В Топ-500 NME композиция заняла 10 место. а в Топ-500 Rolling Stone аж шестое!
Песня Good Vibrations на альбоме не выходила, записывалась почти полгода, причём писали её урывками сессионные музыканты по плану и аранжировке, выстроенным Брайаном Уилсоном, а участники группы между гастролями наездами записывали вокал и повторяли нота в ноту записанные профессионалами партии. В свете всего этого сама композиция действительно слушается по-другому, интереснее что-ли. Так как становятся понятнее мысли и стремления Уилсона. Между прочим, по итогам 1966 года благодаря альбому Pet Sounds и особенно синглу Good Vibrations группа Бич Бойз потеснила с Олимпа Битлз и была признана лучшей группой года в Британии и взяла три Грэмми в США. Так что доверимся музыкальным вкусам современников 1966 года.
На этом 1966 год у нас заканчивается и в следующих выпусках будет уже 1965 год. И если в британском издании количество хитов идёт на спад - всего 11 песен попали в пять сотен. то в американском издании Rolling Stone самый пик - 34 (!) композиции 1965 года попали в Топ-500, из них четырнадцать попали в сотню, а две вообще возглавили список.
До встречи!
Все остальные обзоры по года, начиная с новейших времён, вы можете прочитать в статьях по ссылкам:
Вводный критический обзор
- Шестидесятые - 1966 (1), 1966 (2), 1966 (3), 1966 (4)
- 1967 (1), 1967 (2), 1967 (3), 1967 (4), 1967 (5)
- 1968 (1), 1968 (2), 1968 (3), 1968 (4)
- 1969 (1), 1969 (2), 1969 (3), 1969 (4)
- Семидесятые - выпуск 1 (1979), выпуск 2 (1979), выпуск 3 (1978), выпуск 4 (1977), выпуск 5 (1977), выпуск 6 (1976), выпуск 7 (1975), выпуск 8 (1975), выпуск 9 (1974), выпуск 10 (1973), выпуск 11 (1973), выпуск 12 (1972), выпуск 13 (1972), выпуск 14 (1972), выпуск 15 (1971), выпуск 16 (1971), выпуск 17 (1971), выпуск 18 (1970), выпуск 19 (1970), выпуск 20 (1970)
- Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982), выпуск 9 (1980-1981)
- Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)
- Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)