Найти тему
Shmandercheizer

Загадки Яна ван Эйка. Часть 4. (рубрика "Деталь")

Сегодня закончим разбор деталей картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Эта картина содержит множество загадок, которые уже больше четырех столетий разгадывают искусствоведы. Итак, Concepture и я представляем очередной выпуск рубрики "Деталь".

#19 Загадки «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка. Часть 4.

Одна из особенностей этой картины состоит в том, что в ней очень много объектов, которые вряд ли являются просто фоном или детализацией. Кроме того, композиция выстроена не столько вокруг персонажей, сколько вокруг центрального жеста – рука в руке. Средняя линия или линия симметрии играет большую роль в классической живописи. Положение относительно этой оси как бы расставляет акценты значимости в изображенном.

Любопытно, что здесь средняя линия представлена тремя объектами: светильник, зеркало, собака. Эта вертикаль имеет ощутимо выраженное символическое значение.

Светильник, на котором горит одна свеча. Днем горящая свеча не нужна, стало быть это символ. В Средние века свеча могла означать отсылку к свадебному ритуалу (во время которого передавалась свеча), но гораздо чаще она была знаком всевидящего Христа. Пламя свечи над персонажами – своего рода подтверждение их благочестия и добрых намерений.

-2

Ниже по линии располагается настенное зеркало, украшенное сценами Страстей Христовых. В зеркале отражаются еще два человека, стоящие у входа в комнату. В одной из интерпретаций сферическое зеркало – это око Бога, взирающее на нас и являющееся свидетелем всех наших деяний.

Внизу на полу также мы видим маленькую черную собачку. Вероятно, это средневековый предок аффенпинчера (они и сегодня выглядят похоже). Традиционно собака у ног хозяина – это символ верности и преданности. Также декоративная собака могла быть намеком на высокий социальный статус или достаток. Однако в такой трактовке смущает цвет, выбранный художником. Черный в сочетании с символом верности может означать прямую ее противоположность. Именно на таком контрасте в легенде о Фаусте дьявол появляется в виде черного пуделя (что впоследствии повторит Булгаков в «Мастере и Маргарите»). Присутствие знака дьявола на картине – в те времена могло означать простое указание на то, что мир лежит во зле (недаром его зовут «князь мира сего»). Более того, положение внизу картины, у ног героев также прочитывается как подчинение или даже падение зла.

Если интересны анализ культуры и медиа, подписывайтесь на нас в ТГ: https://t.me/concepture