Найти тему

Уничтоженный авиараритет Харрисона Форда

https://cdn.tvc.ru/pictures/o/153/734.jpg
https://cdn.tvc.ru/pictures/o/153/734.jpg

Казалось бы совсем недавно это было...

В пятницу 6 марта 2015 года в штате Калифорния, кумир миллионов, заслуженный Индиана Джонсон Нового и Старого света, идол фанатов "Звездных войн", пилот с солидным летным стажем и просто хороший человек, Харрисон Форд, направил (свой объятый пламенем) принадлежащий ему ретро-самолет на вынужденную посадку, едва не пополнив печальный список киноактеров, погибших в авиакатастрофах.

На момент происшествия актеру было 72 года. В тот роковой день летное мастерство, хладнокровие и немалая толика везения помогли ему остаться в живых и не стать инвалидом. В немалой степени обмануть костлявую с косой отважному пилоту помогла и надежная конструкция планера самолета Ryan РТ-16/-20/-21/-22 Recruit.

Харрисон Форд "заболел небом" еще будучи юным, мало кому известным студентом колледжа. В то время занятия с инструктором стоили 15 долларов в час, и были для молодого парня серьезным ударом по финансовому благополучию. Спустя сорок лет, став знаменитым и до неприличия состоятельным человеком, Форд вернулся к своей юношеской мечте, получил лицензию пилота, и обзавелся собственной авиагруппой, состоящей из нескольких разнотипных самолетов и вертолетов.

При этом актер не скатился до уровня авиамажора, и, помимо полетов ради полетов (для удовольствия и на радость родным и друзьям) занимался реально полезным делом: сотрудничая со Службой спасения Форд регулярно совершал облеты территории заповедника и подключался к поиску заблудившихся туристов. Его летный позывной "November 1128 Sierra" хорошо знаком местным авиадиспетчерам.

-2

https://www.ivi.ru/titr/uploads/2017/07/13/971dffe2ff72b14cfa9fdab447752dda.jpg/1400x0

В тот, едва не ставшим роковым день, через 20 минут после взлета с аэродрома в Санта-Монике, он сообщил на землю о проблемах с двигателем. Поначалу Форд рассчитывал вернуться на аэродром, и даже запросил у диспетчера соответствующее разрешение, но заглохший двигатель заставил в авральном режиме искать площадку для вынужденной посадки.

На счастье в районе аварии в мешанине жилых домов и деревьев пилот разглядел поле для гольфа (по сути годный полевой аэродром). Форд, по словам представителя руководства аэропорта Санта-Моники, пытаясь спасти себя и машину, действовал, как высококлассный пилот. Однако, при снижении, потерявший скорость винтомоторный самолет, зацепил верхушку дерева. В результате посадка произошла максимально жестко. При ударе о землю фюзеляж частично разрушился, а пилот в результате удара о приборную панель получил серьезную травму головы, и перелом руки. Тем не менее, Форду удалось спасти свою жизнь и избежать гибели людей на земле, так как он не допустил обрушения машины на стоящий вблизи от места посадки жилой дом.

На поляне для гольфа среди свидетелей происшествия находилось двое квалифицированных врачей. Они своевременно оказали актеру медицинскую помощь. В больнице Лос-Анджелеса Харрисона Форда экстренно прооперировали и поставили на ноги. Продолжает ли летать Х. Форд сейчас, в свои 76 лет мне неизвестно, как неизвестна и судьба его самолета Ryan РТ-16/-20/-21/-22 Recruit.

Между тем, это весьма достойный представитель американского авиапрома. Изящная малютка, внешне похожая на довоенные советские УТИ-2 долгое время была учебной партой для американских авиаторов.

-3

Самолет Ryan РТ был первенцем калифорнийской фирмы Ryan Aeronautical Company. ПодкосныЙ низкоплан с неубирающимся шасси с хвостовым колесом и тандемными местами пилота и пассажира (ученика) в открытой кабине.

Производился малыми сериями в двухместном и одноместном (истребительном варианте). До 1939 года основным покупателем самолета (в варианте гидросамолета с поплавками) была голландская Ост-Индская компания. Ryan РТ также поставлялся в Китай.

В 1939г. ВВС США проявили интерес к машине и приобрели для оценки один экземпляр самолета S-T-A под обозначением ХРТ-16. Крепкий самолет, оборудованный рядным 125-сильным двигателем Менаско, военным крайне понравился и в 1940 году по заказу военного ведомства началось его серийное производство. Год от года мощность двигателей росла. При этом самолеты для ВВС комплектовали двигателями Киннер, а предназначенные для гражданской авиации оснащались менее мощными движками Менаско.

В 1941 году фирма заключила с ВВС США дополнительный контракт на поставку 1023 самолета РТ-22 Рекрут (Recruit). От пилотной модели эта модификация отличалась отсутствием обтекателей шасси и установкой более мощного двигателя Киннер (Kinner) R-540-1 (160 л.с.). Небольшую партию самолетов (25 машин) заказали ВВС Нидерландов. Поставить машины в Европу до оккупации Нидерландов гитлеровскими войсками Ryan Aeronautical Company не успела. Самолеты европейской серии были приобретены Авиационным корпусом Армии США, и получили обозначение РТ-22А.

Впоследствии ВВС США приобрели 100 экземпляров варианта ST-3, оснащенного двигателем Киннер R-440-3. Эта модификация известна как Ryan РТ NR-1 Рекрут.

-4

ТТХ:

Тип: тренировочный самолет для начального обучения.
Силовая установка: один звездообразный поршневой двигатель Киннер R-540-1 мощностью 119 кВт (160 л.с.).
Летные данные: максимальная скорость 211 км/час.; практический потолок 4725 м.; дальность полета 566 км.
Веса: пустого - 596 кг.; максимальный взлетный 844 кг.
Размеры: размах крыла 9,17 м.. длина 6,83 м.; высота 2,08 м., площадь крыла 12,47 кв. м..

В боевых действиях самолет, по вполне понятным причинам участия не принимал, эксплуатировался как учебный в летных школах ВВС США. После окончания второй мировой войны все Ryan РТ были переданы гражданской авиации и частным владельцам.