Обращал ли кто-нибудь из вас, дорогие читатели, внимание на головные уборы русских исторических личностей, очень похожие на те, что носят преимущественно жители мусульманских стран? Их можно увидеть на картинах, гравюрах и даже в музеях. И это не мудрено, ведь русский мир всегда был между Европой и Азией, а мода приходила отовсюду. В этой статье мы расскажем вам о некоторых таких предметах гардероба.
Тафья
Тафья – это мужской домашний головной убор, вошедший в моду в XVI веке. В основном этот головной убор носили представители знатных сословий. По сути своей тафья – это азиатская тюбетейка – небольшая шапочка, которую носили на темени. Во времена Ивана Грозного тафья настолько вошла в моду, что в ней даже стали участвовать в богослужении, несмотря на то, что в церковь нельзя входить в головном уборе.
Хотя тафья была домашним головным убором, многие мужчины надевали ее, выходя на улицу. Парадная тафья была богато украшена золотыми нитями и драгоценными камнями. Иван Грозный настолько любил этот предмет гардероба, что носил его регулярно и нарядил в него своих опричников. Потом, после смерти Грозного и Смутного времени тафья вышла из моды.
Чалма
Довольно удивительно слышать, что чалма была головным убором русских людей. Чалму в России носили в основном в XVII веке. Ее, вероятно, в большей степени носили казаки и люди, состоящие на военной службе. Именно они больше всего контактировали с представителями мусульманских народов – турками, персами. От них этот головной убор и пришел в Россию.
Чалму на голове русского человека чаще всего можно увидеть на старых гравюрах. Самая известная из них – изображение Степана Разина. Хотя многие исследователи говорят, что изображенный на гравюре Степан как раз возвращался из персидского похода, и чалма на его голове – военный трофей.
Но, видимо, чалму носил не только Разин. Француз Аллан Мале в своей книге «Описание Вселенной, содержащее различные схемы Мира» представляет нам картину московской панорамы, на которой изображены стрельцы с тюрбанами на голове. А украинский гетман Хмельницкий на всех картинах изображен именно в чалме.
Вообще, некоторые историки считают, что чалма – это исконно русский головной убор, а само слово чалма (челма) происходит от русского слова «чело», т.е. лоб.
Шелом
Этот головной убор, несмотря на то, что его украшали не меньше, носили не для красоты, а для защиты. Шелом – это воинский шлем сфероконической формы, использующийся русскими воинами в средние века.
Шелом пришел на смену варяжским шлемам. Считается, что русские позаимствовали его у кипчаков, но пикантный момент в том, что кочевники как раз и использовали шлемы работы русских кузнецов.
К XVI веку шелом – это основной шлем русской армии. Он немного видоизменился под влиянием монголов, но в целом сохранил свой узнаваемый вид. Отдельно стоит упомянуть ерихонку – тип шлема, пришедший в Россию из Турции и Ирана. Некоторые ерихонки русской знати были импортного производства, некоторые изготавливались русскими мастерами на основе арабских шлемов.
Любопытен следующий факт: в центре Большого герба Российской Империи изображена ерихонка – шлем Святого князя Александра Невского. На этом шлеме арабской вязью написан 13 аят 61 суры Корана «ас-Сафф»: «обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».
Могли ли знать русские цари о коранической надписи на шлеме? Конечно могли и знали. Но видимо были определенные обстоятельства из-за которых арабская вязь была оставлена на шлеме.
Интересуетесь религией и культурой? - читайте наши статьи Как полумесяц стал символом ислама.
Лайк и подписка делают ленту интересней