Найти в Дзене
Бецалэль Ариэли

Праздник Пурим в современном Израиле

Оглавление

Почти все праздники, официально отмечаемые в современном государстве Израиль, - это те же праздники, которые еврейский народ хранил на протяжении многих веков за время своей жизни в рассеянии в разных странах мира. Большинство из них прописаны в Торе, и в иудаизме они воспринимаются как данные Богом заповеди. Некоторые – такие как Ханука и Пурим – были введены мудрецами Израиля позже, но и им уже более 2000 лет. Современных праздников мало – сюда можно отнести, к примеру, День Независимости Израиля. Видимо, имея такой весомый духовный багаж, позволяющий праздновать иногда по многу дней подряд, израильтяне уже не стремились вносить что-то новое.

Для туриста, плохо знакомого с еврейской религией и культурой, большинство этих праздников не будут выглядеть особенно яркими. Исторически в связи с ними не сложилось обычая проводить какие-либо бурные развлекательные мероприятия. По-видимому, это связано с тем, кто законы иудаизма запрещают в праздники многие действия, считающиеся «работой». В современном Израиле, являющемся по сути светским государством, далеко не все считаются с подобными запретами, однако все равно большая часть еврейских праздников остается чем-то домашним и внутрисемейным. Вместо пышных уличных торжеств предпочитают провести застолье в кругу родных и близких.

Пурим радикально отличается от остальных праздников именно своим внешним, «уличным» размахом, который он приобрел за последние десятилетия. Гости крупных городов Израиля, посещающие страну в дни Пурима, быстро заметят что-то необычное. Прежде всего, это касается маскарадов, а также песен и танцев на улицах. Естественно, для самих израильтян все это стало уже вполне обычным – многие ждут наступления Пурима, чтобы как следует «оторваться» после будничных забот.

Обратившись к истории, мы узнаем, что Пурим первоначально был установлен в связи с событиями, произошедшими в персидском царстве Ахашвероша (более известного в мировой истории как Артаксеркс). Один из его приближенных, Аман, бывший ярым антисемитом, решил истребить весь еврейский народ. Тем временем еврейская девушка по имени Эстер оказалась выбрана царем в качестве своей новой жены. Аман не знал, что новая царица принадлежит как раз к тому самому народу, над которым он занес меч. В итоге благодаря стараниям Эстер и ее дяди Мордехая (и, конечно, не без молитв и не без божественной помощи Свыше) евреям удалось обратить коварный замысел Амана против него самого: его повесили на том самом дереве, которое он приготовил для своего врага, а ненавистники Израиля были разбиты. Такова вкратце историческая подоплека – об этих событиях можно прочесть в книге Эстер, входящей в канон Танаха (в христианской Библии это часть Ветхого Завета; имя Эстер в православном переводе звучит как Есфирь).

Свиток Эстер, украшенный рисунками
Свиток Эстер, украшенный рисунками

Само слово «пурим» означает жребий. Оно стало названием праздника, потому что первоначально Аман бросал жребий, чтобы выбрать день, наиболее подходящий для нанесения удара по евреям. Однако в итоге именно в этот день народ Израиля дал отпор и победил своих противников:

«В двенадцатый месяц, то есть в месяц Адар, в тринадцатый день его, когда наступило время исполниться повелению царя и указу его, в день, когда враги иудеев надеялись одолеть их, а обернулось оно так, что сами иудеи одолели недругов своих, собрались иудеи в городах своих, во всех областях царя Ахашвероша, чтобы наложить руку на тех, кто желал им зла; и никто не устоял против них, ибо страх пред ними охватил все народы» (Эстер 9:1-2).

В качестве праздничных были выбраны следующие два дня после тринадцатого Адара. Чтобы лучше понять, когда же именно отмечается Пурим, бросим краткий взгляд на сам еврейский календарь. Его месяцы соответствуют лунному циклу и длятся 29 или 30 дней, но календарь в целом привязан к годовому циклу Солнца. Поэтому, чтобы компенсировать накапливающуюся разницу между лунным и солнечным годом, в некоторые годы вносят дополнительный 13-й месяц.

Первым месяцем еврейского календаря считается Нисан, который приблизительно соответствует марту-апрелю григорианского календаря. Последний месяц, Адар, выпадает на февраль-март. Если в году появляется тринадцатый месяц, его называют «вторым Адаром». В такие годы «первый Адар» сдвигается в сторону февраля (из-за того, что лунные месяцы «отстают» от солнца), а «второй Адар» попадает большей частью на март.

Пурим отмечается 14-15 числа месяца Адар. Если в году два Адара, то праздник переносится на второй из них. В этом 2019 году Пурим выпадает на 21-22 марта. А поскольку сутки в иудаизме начинаются с вечера, то мы встречаем праздник уже 20 марта с наступлением сумерек. 22 марта в этом году попадает на пятницу, поэтому сразу же вслед за Пуримом начинается шаббат. Фактически, мы имеем три дня отдыха и наслаждений.

Чем отличается первый день Пурима от второго?

Согласно все той же книге Эстер (9:17-19), в Шушане, столице персидского царства, евреи воевали против своих недругов 13 и 14 Адара, а на следующий день устроили веселье и пиршество. В остальных же городах для боевых действий хватило 13 Адара, а 14-е превратилось в веселье. Мудрецы Талмуда вывели правило: в каждом городе, который, подобно Шушану, в те времена был обнесен стеной, Пурим должен праздноваться 15-го числа, в остальных населенных пунктах – 14-го. На практике в наше время это означает, что 15-го Адара этот праздник отмечается в Иерусалиме, а 14-го – в остальных городах Израиля и всего мира. Споры среди раввинов о том, какие еще, кроме Иерусалима, города можно приравнять к Шушану, не утихают по сей день.

Древний персидский город Сузы, который отождествляют с упомянутым в книге Шушаном
Древний персидский город Сузы, который отождествляют с упомянутым в книге Шушаном

Что делают в Пурим?

Вечером и утром в синагогах после молитв перечитывают книгу Эстер. Днем принято дарить подарки друзьям и близким и устраивать пир. В качестве подарков берутся различные съедобные предметы – фрукты, орехи, конфеты, пирожные и т. д. Кроме этого, бедным, кому не хватает на жизнь, дарят деньги.

Как известно, в иудаизме никогда не было законов, ограничивающих употребление алкоголя (за исключением случаев, связанных с исполнением некоторых священных обязанностей в нетрезвом виде). Можно сказать, для евреев алкоголизм вообще никогда не был большой проблемой, поэтому отношение религиозного закона к спиртным напиткам – более, чем терпимое. Этим иудаизм радикально отличается, к примеру, от ислама, в котором принятие даже одной капли любого алкогольного напитка считается тяжким грехом и наказывается бичеванием.

В иудаизме вино считается особым напитком, наилучшим образом подходящим для многих религиозных обрядов. Например, освящение шаббата и праздников (кидуш и авдала) совершаются над бокалом вина, которое затем нужно выпить. Таким образом, алкоголь в целом не рассматривается как зло; с другой стороны, никому не навязывается его употребление. В наше время многие, кто добровольно предпочитают не подвергать себя опьяняющему эффекту каждый шаббат (субботу), заменяют вино виноградным соком.

Пурим – единственное время в году, когда питье алкоголя не только не возбраняется, но и поощряется. В Талмуде есть высказывание о том, что «должен человек напиться в Пурим настолько, чтобы не отличать проклятого Амана от благословенного Мордехая». Выше мы уже выяснили, кто такие Аман и Мордехай. Эта фраза несет в себе явный символический смысл и по сути говорит о том, что в этот последний в годовом цикле праздник должны стираться границы между святым и греховным. Конечно, с точки зрения ортодоксальной религии это слишком сильное заявление, и законы, действующие в остальное время года, никто не отменяет. Однако очевидно, что именно таким воспринимается Пурим в массовом сознании – как время растворения границ, возможность перейти в новые состояния, которые были недоступны (может быть, табуированы) в остальные дни. Это возможность перевоплотиться, стать кем-то другим.

С этой последней идеей, по-видимому, связан грандиозный маскарад, который в современную эпоху стал неотъемлемой частью Пурима. Многие израильские мыслители и публицисты пишут о том, что это явление, ранее отсутствовавшее в культуре иудаизма, есть ни что иное, как выражение потребности сменить на время свою идентичность, попробовать себя в роли кого-то другого, тем самым открыв в своей личности новые грани. Эта потребность особенно велика в тех группах общества, которые редко могут себе позволить в обычные дни года экспериментировать в области свободного самовыражения.

Туристу, идущему в Пурим по улицам Тель-Авива или Иерусалима, будут на каждом шагу встречаться люди в необычных костюмах – одетые в разбойников, героев из мультфильмов, древних паломников или святых, египетских фараонов, животных, рыцарей, индейцев и т. д. У многих на лицах будет краска, а на голове – фантастическая прическа. В Пурим только ваша фантазия ставит границы. Вы можете стать кем угодно, и чем экстравагантнее будет ваш наряд, тем больше интереса и позитивного внимания вы к себе привлечете.

Эта тенденция к всеобщим маскарадам и переодеваниям характерна именно для современности. Трудно сказать, каким образом она развилась настолько стремительно и в таких масштабах. В целом культура современного Израиля по вполне понятным причинам – гораздо более смелая и свободная, чем в любых еврейских обшинах времен изгнания [многие авторитеты считают, что период еврейского изгнания, галут, продолжается до сих пор, но это вопрос эсхатологии, не попадающий в рамки нашей темы].

Уже в предыдущие столетия набирала силу тенденция проводить своеобразные праздничные спектакли, в которых разыгрывалась история Пурима (так называемый пурим-шпиль), как правило, в жанре комедии. В рамках таких спектаклей каждый участник становился кем-либо из героев вышеупомянутой книги Эстер, и все вместе стремились наглядно реконструировать события древности. Видимо, здесь берет корень это стремление к маскараду и перевоплощению. Такие спектакли могут проводиться в том числе в ешивах (религиозных учебных учреждениях), а поскольку там учатся только юноши, они берут на себя исполнение как мужских, так и женских ролей. В итоге уже здесь становится видно, как растворяются привычные границы: древняя заповедь Торы, запрещающая мужчине одевать женскую одежду, а женщине мужскую, словно уходит в тень, позволяя на время спектакля перевоплощаться в представителя противоположного пола. Неудивительно, что на фоне западной моды экспериментировать с гендерным самоопределением, у которой немало сторонников и в Израиле, в наше время многие используют Пурим как возможность через костюмы ярче выразить свои сексуальные предпочтения.

Какие костюмы в моде у израильтян?

Итак, если все сказанное выше о том, как в наше время празднуют Пурим, вызывает у вас желание влиться в этот грандиозный поток, вам пора задуматься о том, в каком наряде вы появитесь на улицах городов Израиля. Посмотрим, какие решения часто встречаются среди израильтян.

Очень многие так или иначе накладывают краску на лицо. Иногда они замазывают себя так, что лицо вообще едва ли остается похожим на человеческое. Возможно, в этом выражается желание как-то скрыть свою личность, «исчезнуть» из привычного круга друзей и знакомых. Если такая мера для вас слишком радикальна, возможно, как и многие другие, вы сочтете более эстетичным широко распространенный подход красить половину лица. Это помогает легко узнавать вас по второй половине. Самые распространенные цвета – белый, серебристый, зеленый, голубой; реже используются красный, золотой, сиреневый. В многолюдных местах, где торжества Пурима проходят особенно бурно, можно найти возможность покрасить себе лицо прямо на улице.

Варианты с краской: все лицо или половина лица
Варианты с краской: все лицо или половина лица
Краску на лицо наносят прямо на улице в разгар Пурима (фото: Edward Shtern)
Краску на лицо наносят прямо на улице в разгар Пурима (фото: Edward Shtern)

Переоблачение в животных, пожалуй, стоит отнести к довольно тривиальным решениям. Часто такие костюмы охватывают все части тела, включая голову и лицо, делая находящегося в них человека совершенно неузнаваемым. Такие персонажи на улицах чем-то напоминают рекламных агентов, которые в обычные будни зазывают прохожих в магазины игрушек или в тематические ресторанчики. Среди «животных» костюмов чаще всего встречаются медведи и львы, за ними – различные прочие хищники.

Пара в костюмах медведя и льва
Пара в костюмах медведя и льва
Различные варианты с "животными" костюмами
Различные варианты с "животными" костюмами

Довольно экстремальным ходом становятся для некоторых костюмы, напоминающие террористов, спецназовцев и прочих «боевиков». Если костюм получится слишком натуральным, вас могут и вправду счесть за террориста и вызвать полицию. Следует вести себя крайне осторожно с такими нарядами, даже в Пурим (а может быть, особенно в Пурим! – ведь настоящие террористы могли бы, пользуясь случаем, подобраться к празднующей толпе буквально под видом самих себя!) Важно помнить, что в Израиле мало полиции в униформах, но много скрытой полиции, которая может неожиданно вас остановить, если вы покажетесь слишком подозрительными. Если хотите нарядиться террористом, по крайней мере, прикрепите к маскам какие-нибудь веселые лампочки или гирлянды.

При первом взгляде можно подумать, что здесь произошла какая-то стычка с полицией или военными, но на самом деле это всего лишь костюмы Пурима
При первом взгляде можно подумать, что здесь произошла какая-то стычка с полицией или военными, но на самом деле это всего лишь костюмы Пурима
Девушки нарядились в шахидов. А чтобы от них не бежали в разные стороны, они украсили свои наряды гирляндами.
Девушки нарядились в шахидов. А чтобы от них не бежали в разные стороны, они украсили свои наряды гирляндами.

Также распространена мода на различных царей, королей и принцев, а также королев и принцесс. Некоторые предпочитают минимализм в этом деле, одевая лишь корону или небольшую царскую мантию поверх повседневной одежды. Другие стараются поработать над нарядом добросовестно. Во всяком случае получается весьма достойный и красивый вид. Отедьным подвидом среди «королей» выступают египетские фараоны. Похоже, историческая память о том, что еврейские племена когда-то давно жили в Египте, не покидает израильтян. Каждый год среди пестрой толпы в Пурим обязательно встречается добрая дюжина Рамзесов и Клеопатр.

Девушка в образе настоящей царицы Эстер
Девушка в образе настоящей царицы Эстер
Упрощенный костюм короля, включающий лишь накидку и корону
Упрощенный костюм короля, включающий лишь накидку и корону
Египетский немис в качестве атрибута фараона
Египетский немис в качестве атрибута фараона
Вариант египетского костюма
Вариант египетского костюма

В разные годы Пурим выпадает на конец февраля, начало или середину марта (см. выше о колендаре). Обычно в это время воздух еще не успевает прогреться – мартовская погода в Израиле может по температуре не уступать зимней. Однако в более теплые годы, и особенно в дневное время, когда греет солнце, все большему числу людей приходит мысль сбросить с себя тяжелые одежды и подставить тело солнечным лучам. В разгар праздничных танцев и пиршеств атмосфера становится жаркой, и тогда ко всеобщей радости на видное место среди прочих начинают выходить и более откровенные костюмы, включающие частичную наготу. По вполне психологически понятным причинам мужчины в этом направлении ведут себя смелее женщин, но и последние по мере сил своих стараются не отставать. Логическим развитием таких форм самовыражения становятся явно эротические костюмы, которые подчеркивают сексуальные проявления человека. Стоит отметить, что в Иерусалиме вы встретите лишь очень немного таких откровенных вариантов – даже светские жители Святого Града довольно умеренно подходят к вопросам сексуальности, не желая создавать чрезмерное напряжение со своими более религиозными согражданами. А вот в Тель-Авиве, посвятившем себя отдыху, курортам и свободе, сама атмосфера которого подчас кажется просто пропитанной гедонизмом, Эрос поистине находит для себя гостеприимное пристанище. Если вы в этот праздник тоже решили сделать шаг в сторону более откровенных нарядов, вам лучше избрать для этого прибрежные районы Тель-Авива.

В Иерусалиме в Пурим редко раздеваются, а в более теплом Тель-Авиве многим не терпится сбросить одежду (фото: Лена Белицкая)
В Иерусалиме в Пурим редко раздеваются, а в более теплом Тель-Авиве многим не терпится сбросить одежду (фото: Лена Белицкая)
Варианты эротических костюмов (фото: Edward Shtern)
Варианты эротических костюмов (фото: Edward Shtern)
Бригада "перепачканных маляров" из теплого Тель-Авива (фото: Edward Shtern)
Бригада "перепачканных маляров" из теплого Тель-Авива (фото: Edward Shtern)
Некоторых сексуальная фантазия подталкивает изобретать что-то совершенное уникальное (фото: Лена Белицкая)
Некоторых сексуальная фантазия подталкивает изобретать что-то совершенное уникальное (фото: Лена Белицкая)

Отдельного упоминания заслуживают костюмы, изображающие героев фильмов, сказок, художественных романов. Как правило, их несложно узнать среди прочих, если вы знакомы с данными персонажами. Ценность таких творческих решений, в первую очередь, очевидна для любителей и поклонников соответствующих произведений. Лично мне встречались бэтмены, человеки-пауки, различные карибские пираты, всевозможные монстры из фильмов фентези и научной фантастики.

Переодевание в компьютерных или мультипликационных персонажей (фото: Лена Белицкая)
Переодевание в компьютерных или мультипликационных персонажей (фото: Лена Белицкая)
Хотя издалека может показаться, что этот парень демонстрирует обнаженные мускулы, на самом деле это часть одежды
Хотя издалека может показаться, что этот парень демонстрирует обнаженные мускулы, на самом деле это часть одежды
Костюм Бэтмена
Костюм Бэтмена

Те, кто идут на празднование парами, часто делают парные костюмы, хорошо дополняющие друг друга. То же самое относится к целым группам, которые вместе могут представлять гармоничный «ансамбль» образов. Если вы идете семьей или пригласили спутницу (спутника) присоединиться к вам в вашем походе, возможно, есть смысл заранее обсудить, как сочетать свои наряды так, чтобы выглядеть как одно целое.

Пара в костюмах древних паломников
Пара в костюмах древних паломников
В кафе тоже приходят наряженными по-праздничному
В кафе тоже приходят наряженными по-праздничному
В ночное время не всегда удается разглядеть, но некоторые пары умеют подобрать очень элегантные образы
В ночное время не всегда удается разглядеть, но некоторые пары умеют подобрать очень элегантные образы

И конечно, описанные творческие варианты отнюдь не исчерпывают все, что можно сделать на Пурим. Напомню, что лишь ваша фантазия ставит границы. Чем оригинальнее и креативнее будет ваш наряд, тем больше ярких впечатлений вы вынесете, поскольку окружающие наверняка отметят ваш талант к преображению и сами захотят познакомиться или высказать комплимент. Многие (как и я) создают свои галереи фотографий с Пурима, поэтому, если вы постараетесь с маскарадом, есть шанс в дальнейшем неожиданно найти себя на снимках, выложенных на просторах интернета. Сам я обычно открыто и прямым текстом предлагаю израильтянам фотографироваться для моей галереи. Как правило, никто не отказывается.

Празднование Пурима группами (фото: Лена Белицкая)
Празднование Пурима группами (фото: Лена Белицкая)
Очередь к банкомату в Пурим (фото: Edward Shtern)
Очередь к банкомату в Пурим (фото: Edward Shtern)
Если в остальные дни года вы далеки от иудаизма, в Пурим вы можете почувствовать себя ближе к религии, нарядившись в ортодоксального хасида (фото: Edward Shtern)
Если в остальные дни года вы далеки от иудаизма, в Пурим вы можете почувствовать себя ближе к религии, нарядившись в ортодоксального хасида (фото: Edward Shtern)

Где праздновать?

В Тель-Авиве есть много улиц и парков, где народ собирается, чтобы повеселиться в Пурим. В Иерусалиме основной ареной для торжеств становится улица Яффо, идущая через весь город. С недавних пор она открыта лишь для трамвайного транспорта. Однако в Пурим она практически становится пешеходной – трамваи идут по ней редко, им приходится часто останавливаться, чтобы не сбить гуляющих людей. К этой улице примыкает улица Бен-Йеуды, которая и в обычные будни достаточно веселая. Те, кто жил в Москве, иногда сравнивают ее с московским Арбатом. На этой улице выступают музыканты, танцоры и художники. В Пурим она становится местом для массовых плясок под исполнение религиозных эстрадных песен. Обычно ведущую роль в том, чтобы обеспечить людям незабываемый вечер, берут на себя хасиды Бреслава и Хабада, организованно проводящие музыкальные представления. В этих танцах уже невозможно отличить ортодоксов от светских обитателей Иерусалима и приехавших гостей, поскольку каждый выглядит не так, как в обычные дни. Все сливаются в одно человеческое братство. Если вы владеете игрой на музыкальных инструментах, умеете петь или танцевать, возможно, стоит найти место для демонстрации своих талантов. Нет сомнений, что без внимания вы не останетесь.

Места наибольших веселий Пурима в Иерусалиме
Места наибольших веселий Пурима в Иерусалиме

[P. S. Все фотографии с людьми, использованные в этой статье, принадлежат ее автору, кроме фотографий, в подписях которых указано иное. Фотографии других авторов используются с их разрешения. Все люди, сфотографированные автором статьи, дали добровольное согласие на фотосъемку].