Мы с вами растим детей в удивительное время. Старые нормы воспитания постепенно отмирают, а к новым мы только-только начали привыкать, они для нас пока не естественны, не «впитаны с молоком матери». Именно поэтому, в моменты отчаяния, нам начинает казаться, что «все эти «я-сообщения» – блажь», «меня же воспитали без всей этой чуши – и ничего», да и вообще «ремень – отличная воспитательная мера».
Раньше все было по-другому, но статистика, собранная за несколько поколений, выросших на том воспитании, показывает, что оно было далеко от совершенства. Сейчас мы, например, понимаем, что обзывать ребенка «плаксой» - не лучшая идея, но все же, если вбить это слово в поисковике, вылезет множество статей на тему: «что делать, если ребенок-плакса?».
Конечно, плач ребенка, особенно частый и продолжительный – это, наверно, одно из самых тяжелых испытаний материнства, но становится чуточку легче, если понять две вещи: «плакать – это нормально для любого человека» и «ребенок не плачет из вредности». И если с первым вы, наверно, сейчас внутренне согласились, второе вызывает сомнения – а как же «провокации и манипуляции»?
Я хорошо вас понимаю! Когда ребенок начинает плакать не от боли, а выпрашивая что-то, хочется поскорее прекратить этот «вой» любыми известными способами. И первыми в голову всегда приходят запреты: «не плачь», «не надо плакать», «давай не будем плакать», «нельзя плакать из-за такой ерунды». Парадокс в том, что от этих речевых конструкций истерика становится только сильнее. Ведь ее механизмы те же, что и у всех людей.
Я точно могу сказать, что, когда жутко расстроена, меня не успокаивают фразы, вроде: «успокойся», а, наоборот, заводят только сильнее. А еще в расстроенных чувствах я совершенно не готова к нотациям и нравоучениям со стороны успокаивающего. Ну и, конечно, мне бы не сильно понравилось, если бы в этот момент мне сказали: «ты расстраиваешься из-за ерунды».
Детская проблема и желание – не ерунда. Нам кажется, что хотеть «очередную игрушку» - это блажь, баловство, «как-нибудь обойдется без нее». Но штука в том, что ребенок еще не умеет справляться со своими эмоциями и правильно реагировать на отказ, поэтому в масштабах его вселенной – это трагедия. Можно сравнить это с долгожданным повышением, которое вы не получили, потому что начальник решил, что вам итак хорошо, поработаете еще годик, а там посмотрим.
У меня история такая: старшая доченька до года почти не плакала (да-да, так бывает!). Конечно же этот факт делал меня, новоиспеченную мать, слегка зазнайкой, думающей, что плачущие дети – это миф. Мое счастливое заблуждение длилось недолго, через 1,5 года на свет появилась младшенькая – сентиментальная особа и будущая оперная дива. С ней я наверстала все прелести детских рулад, изучила 50 оттенков плача и даже отрастила к нему дзен. Что оказалось очень кстати, потому что сейчас и старшая подхватила эстафету, разыгрывая целые спектакли по мотивам экзистенциального кризиса 3-х. Что мне во всем этом помогло и продолжает помогать? Гуманистическая психология с ее отношением к детям, как к личностям с самых пеленок и уважением прав, в том числе, на самые разные эмоции.
Это уважение делает (да и взрослый) плач – полноправным членом жизни. Его не запрещают, не высмеивают, не игнорируют, а дают право на существование. Принятие детского плача сразу ставит нас на сторону ребенка, который не способен манипулировать и делать что-либо нам «на зло».
Ну а «алгоритм» действий во время истерики очень хорошо описал в своей лекции Дима Зицер:
1 Сообщить ребенку, о том, что мы понимаем, как ему тяжело и как нам его жалко.
2 Предложить помощь – стакан воды, умыться и тд. (увернуться от брошенной в голову игрушки).
3 Объяснить коротко свою позицию, говоря о себе (те самые «Я-сообщения»): «Мне тяжело. Я не могу продолжать разговор в таком состоянии». И обратить внимание на себя – самому выпить воды, подышать, если это нужно.
4 Быть рядом. Обнять крепко, создавая ощущение безопасного кокона (брыкающихся обнимаем еще крепче). Проговорить: «Я тебя люблю. Я рядом».
И, самое важное, оставить все нотации на потом, когда все уляжется. Потому что в момент истерики вы не готовы искать правильные слова, а ребенок не готов их услышать.
Сейчас вы можете сказать мне, что все эти советы из "розового" мира. Но это то, что работает абсолютно всегда. Бывают моменты, когда детский плач терпеть просто невыносимо, но это лишь говорит о нашей усталости и тогда читай пункт 3 – чтобы не сорваться, стоит сконцентрироваться на себе. Если же наш ресурс не истощен, то как правило выполнение этих действий приводит к результату. Испробовано успешно и неоднократно.