Найти тему
Иван Есин

Чем мы хуже? (спойлер - ничем!)

Возьмем для начала какой-нибудь условно более модный жанр, чем русский рок. Например, металкор.

Что надо, чтобы стать в нем крутым? Надо играть ну очень быстро и чтоб никто не сбивался и вокалисту обладать поставленным экстрим-вокалом. Это совсем не просто реализовать, зато довольно легко оценить. Если ты (и твоя банда) это умеют – уж точно никто не назовет твою музыку плохой, ты - крепкий середнячок, которому есть за что выписать пачку респектов.

Если вы в какие-то каноны при этом не укладываетесь - есть шанс, что от вас отвернутся. Но даже если отвернется половина - не страшно. Может быть немного обидно, но (условно) половина от всех фанатов металкора – это ж уже неплохо звучит, правда?

Что вы в этот момент думаете о тех, кто в принципе металкор на дух не переваривает и считает, что этот жанр не имеет права на существование? Да ничего вы о них не думаете. Вы вообще о них не думаете. Потому что вы играете металкор для любителей жанра металкор, издаетесь на лейбле, специализирующемся на металкоре, продвигаетесь по каналам, принятым для продвижения в металкоре и вам не особо интересно то, что находится за границами этого жанра. Вы можете замутить какую-нибудь смешную коллабу с рэпером ради смеха, но мейнстримово вы все равно будете в рамках того жанра, который вам близок. Может быть будете меняться вместе с жанром. Может быть будете менять сам жанр.

Фактически условная рок-тусовка разделилась на четкие ветви, четкие тусовки по жанрам, и это в общем-то понятно: человеческому мозгу вообще свойственно раскладывать все по полочкам, находить для явления четкое определение, название, вешать ярлык и помещать в определенный ящичек в общем большом шкафу познания мира. Нож – острый. Вода – мокрая. Металкор – быстрый и четкий.

Это все хорошо ровно до того момента, пока не начинаются сложные смешения жанров.

Очень яркий пример такого синтетического, сложно сочиненного жанра – это как раз русский рок. Что объективно объединяет Аквариум, Зоопарк, ДДТ (разных составов!), Алису, Кино, Наутилус, Крематорий, Черный Обелиск, Louna, Гр.Об., Аукцыон, Башлачева и Оргию Праведников кроме собственно русского языка? Да в общем-то ни-че-го! Все критерии, по которым их можно объединить – типа «честности», «пронзительной поэтичности текстов», «надрыва», «динамичности» и т.д. и т.п. являются чистой воды вкусовщиной. Кому-то Наутилус – это сопли с сахаром, а для кого-то и Черный Обелиск по сравнению с Metallica «как-то слабоват». И это только один вид вкусовщины, не самый надо сказать опасный!

Потому что есть еще и вкусовщина, которая заложена в саму ткань этой синтетической музыки. Ритм, риффы, драйв, темп, оригинальность мелодий, чистота исполнения, тембральный окрас инструментов (и особенно – вокала), их состав, смысл текстов, подача – если что-то одно из этого списка не понравится слушателю, он с высочайшей долей вероятности скажет, что «это я слушать не буду».

Прослыть людьми второго сорта в нашем современном русском роке не просто, а очень просто. Играете рок-н-ролл, но эксперимента ради решили на новом альбоме добавить в пару новых песен кардан и больше перегруза на гитарах – поздравляю, чуваки, скорее всего публика не оцеит (хотя ничего плохого и не сделали). Отличная музыка, но не хватает «поэзии» в текстах – такая же история. «Не хватает драйва», да в конце концов просто поете на русском языке? Ну вы поняли, да?

Современный слушатель в массе своей избирательно-привередлив, своенравен и капризен до последней степени. Он будет исступленно тащиться от ранних альбомов Джонни Кэша, где Кэш банально еще не умеет петь, но лично вам не простит малейшего «проезда» мимо нот. Он будет восхищаться «драйвом» и «гитарной техникой» Роберта Лероя Джонсона, но услышит, что у вас барабаны не по сетке или искусственный флажолет в соло не прозвучал – загнобит и заклюет. Потому что Кэш и Джонсон – легенды и вообще из САМИХ ШТАТОВ, а ты – обычный русский недомузыкант.

В обратную сторону эту ситуацию почему-то никто или почти никто не поворачивает. Хриплый вокал Лемми и его странная манера игры на бас-гитаре (вещи, над которыми он сам много раз шутил) – превозносятся, хриплый вокал Шевчука – ставит неприятное клеймо на всю сложную и разнообразную музыку ДДТ даже на таких арт-роковых альбомах, как Черный пес Петербург. Откровенно слабые по звуку альбомы Nine Inch Nails или Nickelback будут считать легендарными, а Летова и Науменко за то же самое запишут в беспросветные валенки. Бобу Дилану легко прощают его отвратительный тембр и местами глобальные «непопадосы», а над БГ будут вечно издеваться за его «блеяние», которого уже лет двадцать как в помине нет во-первых, да и не такое уж оно было блеющее, когда было – во-вторых.

Откуда это стремление превозносить все ненаше и топить все наше – я не знаю, да и в целом выяснять это не моя задача, а социальных психологов. Нам важнее, как эта милая совковая особенность мышления отражается на нашей любимой музыке и что с этим со всем в итоге делать.

Получается, что в отсутствии четких жанровых критериев любая музыка так или иначе считается второсортной. Получается, что ей занимаются все и одновременно не занимается никто: нет объективной возможности оценить какая группа топ, а какая – дно, поэтому нет «карьерной лестницы» и «проторенного пути». Это та цена, которую мы платим за свободу творчества и потенциально – более широкую аудиторию. Которая скорее всего и останется потенциальной, будем честны – пока не снимет с себя ну хотя бы вот эти жанровые шоры.

Так а делать-то что? «Всего два выхода для честных ребят» (с) Егор Летов. Либо уминать себя в тесные жанровые рамки и побеждать таким образом, либо упрямо гнуть свою линию и пытаться их раздвинуть. Что выбираешь лично ты?