Вставай, ленивая скотина
Темы, обсужденные на Полиграфическом Форуме, который в феврале прошел в Подмосковье, что называется, «висят в воздухе». Перечислю из сразу:
· автоматизация управления рабочими процессами,
· специализация бизнеса,
· диверсификация бизнеса, создание типографии «полного цикла»,
· включение цифровой технологии в офсетное производство
Они обсуждаются на всех конференциях, включая заседания нашего питерского Клуба цифровиков.
Ясно, что маржинальность полиграфии падает последнее десятилетие «стремительно и бесповоротно». И что с этим делать? Или смириться и просто наращивать оборот (движение в сторону диверсификация и добавки в свой «рацион» цифровой «специи»), или не смириться - и биться за возвращение рентабельности на приличные показатели (работа с издержками через автоматизацию или специализацию)?
Поглядим на эти темы с точки зрения предложенной мной дилеммы Пеле/Либих. Само обсуждение на Форуме исходило из приоритета концепции «бочки Либиха».
Ясно, что «метод Пеле» - проще и приятнее: каждый сам знает свой «конек», и на нем приятнее скакать и пришпоривать. По жизни каждый двигается этим путем – другого не знает. Да и есть хорошая фраза, которая оправдывает метод Пеле: «Каждый должен заниматься своим делом!». Найти «наихудшую доску» в своей «бочке Либиха»… еще не сразу найдешь. Можно ошибиться. Да и заделывать ее не доставляет эротического удовольствия (если бы доставляло – она бы не стала самой худой доской).
Но нет, директор, не ищешь ты себе тебе покоя!
Борешься с собой, ленивой скотиной! Поехал на Форум. Значит, любопытствуешь про Либиха. Так теперь -слушай! Узнавай, какие сообщество накопило идеи про твои гнилые доски в бочке Либиха. Изучи модные тенденции в современной бизнес-обстановке. И действуй!
В качестве репортажа - пару фраз про формат мероприятия. Он достоин внимания.
Формат этого Форума отличался от просто конференции. И это тоже тренд нынешней жизни – поиск новых форм общения, создания интерактивности в подаче контента.
Мы на своем Клубе директоров СПб цифровых типографий попытались обкатать идею «батла». Не совсем получилось. И вот спустя несколько недель новая попытка нового формата в Подмосковье.
Композиция была следующая: вся аудитория (а это в основном топ-менеджеры типографий) разбита на четыре группы, каждая группа расположена в своем отдельном зале, предложено четыре темы для обсуждения, у каждой темы – свой модератор.
Модератор со «своей» темой организует дискуссию в течение часа. Потом происходит смена зрительного зала: модераторы переходят по кругу в другую аудиторию и там снова в течение следующего часа обсуждают ту же самую тему уже с другой группой. И так четыре раза по часу. Получается, что все участники поучаствуют в дискуссиях обо всех четырех заявленных вопросах. А сами темы обсуждаются четыре раза. Но каждый раз дискуссия принимает свой поворот, потому что «разгоночное» слово предоставляется другому полиграфисту, который рассказывает про свой пример.
Такой вот нестандартный формат. В зависимости от того, как в конкретном зале пойдет обсуждение (а оно шло совершенно с разным уровнем накала и интеллекта), проблема может «раскрыться» или уйдет в скучный спектр.
Показал ли Форум пути в движении к счастью? Идеи, выявленные в результате дискуссий, будут, я уверен, обсуждаться в отраслевой прессе. Я же остановлюсь на паре тезисов, которые мне были любопытны, и даже в обсуждении которых сам брал слово.
Специализация должна победить диверсификацию.
Строим логическую цепочку: выбрал любимый продукт - нашел свою специализацию – набрал в ней качественные компетенции – автоматизировал производство – сократил персонал – сократил издержки – смог дать конкурентную цену – стянул на себя все заказы рынка на данный продукт. И счастье смотрит в твое оконце.
Но не все так просто! Есть три аргумента «против».
Первый - ошибка в мозгу «а что делать с другими заказами»? Отказываться?! Тебе несут заказы вместе с деньгами, а ты отказываешься? Идиот что ли?
Второй - страх остаться без работы. А вдруг этот сегмент, продукт, который ты выбрал, сдуется. И типография останется без работы – от других заказов ты уже успел отказаться.
Третий. У региональных типографий так мал вообще полиграфический рынок, что можно не набрать специализированного заказа, чтобы загрузить свое оборудование.
И эти аргументы на данный момент побеждают «логическую цепочку». История российской полиграфии показывает, что все-таки некоторые тенденции по специализации есть. В 90-е годы все типографии были универсальные. Потом, в нулевые годы стали выделяться типографии, специализирующиеся на упаковке. Потом цифровые-рекламные. Сейчас времена ужесточились, и маятник пошел в обратную сторону: многие в поисках работы возвращаются на упаковочный рынок, закупают цифровое оборудование. Но появился новый субъект в этой партии - государство. Оно своим администрированием давит, чтобы мы стали «социально ответственными», а, значит, это приведет к сокращению персонала. И, как следствие, специализации.
Посмотрим, какая тенденция возобладает в ближайшие годы?!
«Цифровая специя» в рационе офсетчика
Пойдут офсетчики в цифру или не пойдут? Меня пробила на Форуме такая мысль - чтобы цифровая технология проникла в офсет нужно изменить ментальность руководителя типографии.
Попробую расшифровать.
На Форуме в одной из аудиторий на «разогреве» темы выступил один из руководителей типографии «Т-8. Издательские технологии» Борис Макаренков.
Не буду обрисовывать этот проект – о нем большинство полиграфистов в курсе. Но слушая Бориса, я явственно понял, что создать такой проект не мог полиграфист! У нас, полиграфистов, мозг другой.
Мы считаем полиграфию – главным делом своей жизни. А когда она «идет не первым, а вторым номером» в бизнесе, то для этого надо нам «подняться над схваткой». Что мы сделать не можем. Типографию Т-8 создали не полиграфисты, а издатели.
Для них первым номером идет (назовем это так) «платформа» - IT-схема приема и передачи заказов в производство. А на втором месте – логистика. Полиграфия, в лучшем для нее случае, на третьем месте. Они саму полиграфию считают «сервисом»! Ужас! И это называется типография!..
Слово «сервис» нам, классическим типографам, представляется как-то иначе. Например, предложить подобрать цвет ляссе под цвет галстука заказчика. :)
Я вспомнил одну командировку в Голландию, которую несколько лет назад организовал Ксерокс.
Нам показали бывшие типографии. Точнее то, что осталось от когда-то офсетной типографии. Владельцам бизнеса надоела эта мышиная возня – ценовые войны за лишний гульден. Они преобразовали бизнес в маркетинговое агентство, где полиграфия (уже цифровая) выполняла сервисную функцию печати персонализированных открыток-заманушек для клиентов клиентов.
Например, клиентом такого агентства была турфирма. А уже клиентам турфирмы высылались именные открытки с предложением горячих туров, и… пароли для регистрации в личном кабинете на сайте. И во все будущие времена с этим клиентом-туристом турфирма будет общаться через онлайн. То есть, подумайте: из всего бизнес-процесса продажи туров в течение всей жизни, полиграфия «сработала» только один раз, при знакомстве! И разве мы, типографы с 30-летним стажем, можем это пережить?! Ответ – нет! Поэтому, чтобы цифровая печать заняла достойное место в офсетной типографии, я считаю, нужно менять свою ментальность. Мозг должен осознать, что нужно сделать полиграфию «вторым номером» в бизнес-модели.