Найти в Дзене

Техническое задание на сайт: важность и нюансы

Оглавление

Давайте пропустим вступление о том, зачем нужно техническое задание и как его составлять. Про это уже сотни раз писано-переписано. Лучше расскажем о моментах, которые никак нельзя упускать и покажем пример ТЗ на разработку сайта, как видим его мы.

Сайт как пирамида — разработчик видит одну грань, заказчик — другую. Есть еще посетители. Им видна только третья грань. Цель ТЗ — сделать «пирамиду» прозрачной, чтобы:

  • клиент понимал, что получит,
  • менеджер правильно оценил сроки/стоимость,
  • разработчик опирался на четкие требования,
  • тестировщик проверял готовую работу по конкретному чек-листу.

Если все правильно, пользователь сайта будет четко идти по воронке продаж, никуда не сворачивая.

ТЗ на разработку: роли, задачи, ответственность

Пункт, о который часто спотыкаются заказчики и исполнители. Кто готовит фотографии для слайдера? Откуда брать текст? Есть ли готовая база товаров для проверки функциональности?

Если об этом не позаботиться на стадии техзадания, в процессе разработки или запуска проекта обязательно всплывет, что клиент думал «подобрать фотографии и написать текст — не проблема, а спарсить товары у поставщика вообще раз плюнуть». Тогда программист заливает на сайт чепуху и забывает об этом. Иногда получается забавно, но чаще грустно.

В ТЗ нужно четко прописывать, кто какие данные предоставляет. На скриншоте — пример технического задания на сайт с указанием ответственного за передачу, в данном случае, JavaScript.

Или так, если с нашим ТЗ клиент идет к другой команде разработки.

Всего 2 фразы, но они предельно ясно обозначают задачи обоих сторон, снимают 80% недоразумений.

SEO в ТЗ. Вы же собираетесь развиваться, да?

В 99 статьях из 100 пишут о важности разработки сайта с учетом SEO. Все равно про SEO забывают: тщательно указывают требования к frontend-части, но игнорируют параметры индексации, метатегов, редиректов.

Если это не промо-страница, которая создается под контекстный трафик и будет жить, пока идет рекламная акция — SEO важно. Причем не когда-нибудь потом, после запуска, а сейчас. Современное продвижение — это не ссылки и портянки текста на главной. Это качество кода, скорость загрузки страниц, правильная структура. То, что закладывается в ТЗ и реализуется при разработке. Хотите заняться SEO после сдачи проекта? Готовьтесь к двойной работе за двойную плату.

Пример из жизни: интернет-магазин шин разработали с динамическими фильтрами, без самостоятельных URL. В результате из прогнозируемого объема трафика сеошникам удалось получить только 80%. Сделали бы тогда каждому фильтру отдельный URL, получили бы сейчас 100%.
Обязательно должны быть учтены возможности настройки страниц для поискового продвижения, указаны критерии валидности кода, основные хосты, метки, параметры формирования URL.
Обязательно должны быть учтены возможности настройки страниц для поискового продвижения, указаны критерии валидности кода, основные хосты, метки, параметры формирования URL.

Глядя в будущее

Правило хорошего ТЗ — заглядывать в будущее бизнеса. Для этого приходится либо гадать на кофейной гуще, либо задавать много вопросов:

— А если будет распродажа и с контекста набежит 10 000 покупателей?

— Сколько у вас заказов с мобильных, сколько с декстопов?

— Тот, кто будет вести проект, сориентируется в этой админке?

— В ближайшем будущем планируете расширять бизнес в регионы, выходить на международный уровень, открывать оптовое направление?

— С чем будете синхронизировать, интегрировать?

Из ответов рождаются данные об отказоустойчивости сайта, мультиязычности, параметрах кроссбраузерности, архитектуре административной части, возможностях масштабирования, облегченной модернизации/интеграции со складом, синхронизации с приложениями, сторонними сервисами.

— Вам точно нужен такой функционал? Точно-точно? А зачем?

Да, такие нескромные вопросы тоже бывают. Ведь клиент не всегда знает, что для достижения поставленной цели есть другое решение. Как правило, оно есть. Проще, логичней, дешевле.

А еще заказчик не всегда знает, что «немножко допилить» и «слегка переделать» — дороже, чем делать с нуля. Поэтому обсуждаем нюансы, ищем оптимальные варианты, детализируем и конкретизируем, пока не уверимся, что по ТЗ проект можно сделать с первого захода.

Больше полезного и интересного читайте в блоге Nowmedia