Живя в мире, ориентированном на потребление, рано или поздно мы сталкиваемся с необходимостью рекламы каких-то товаров или услуг. Об этом не принято говорить, но коммерческая реклама так или иначе подразумевает манипуляцию сознанием. Формы могут быть разными, но смотреть нужно на содержание.
Не проблема произвести миллион телефонов. Беда - убедить человека, которому этот телефон не очень то и нужен, или нужен но другой, купить его. Здесь на помощь приходят специалисты по маркетингу и коммерческой рекламе. Они убедят вас, что этот телефон - воплощение передовых технологий, что ему нет аналогов, что он удобный, он надёжный, модный. Что люди, завидевшие вас за километр с этим телефоном, начнут вас резко уважать. Что жизнь станет проще, ведь там теперь 2 камеры, вместо одной. Когда вы его в итоге купите, вы с завидной упёртостью будете объяснять себе и окружающим, что это - несомненно то, что вам было нужно.
Любая реклама играет на ваших чувствах. В сути, всегда ищется какая-то "боль" человека. То есть, точка давления. И предлагается способ решить эту боль. Даже бабушка, гуляющая по рынку с подносом и кричащая "пирожки, горячие" взывает к вашей "боли" - голоду, и предлагает её решить. В целом, это нормально - люди хотят есть, бабушка предлагает еду. Все довольны. Об эффективности бабушкиного предложения спорить можно долго, но не имеет смысла.
Теперь возьмём бабушку, которая не ходит по рынку, вереща вам в уши, а сидит в переходе с табличкой "пирожки, горячие". Какая либо разница между этими двумя бабушками, кроме того, что одна сидит, а другая ходит, отсутствует. Обе предлагают одно и то же, одним и тем же способом, просто одна из них - мобильный пункт обмена пирожков на деньги, другая - стационарный. Так вот, если с вывески первой бабушки стереть слово "горячие", оставив просто "Пирожки." - это уже не будет являться рекламой в своей сути. Просто потому, что такой вывеской вы обозначите то, что находится в этой точке пространства. Не предлагая ничего купить, не взывая к чувству голода очередного проходящего мимо человека и всем тем ассоциациям, которые вызывает у него словосочетание "горячие пирожки". Просто место. Просто пирожки. Голоден - подходи, покупай. Не голоден - иди себе куда шёл. Дураку понятно, что продажи будут не ахти. Потому что делать деньги без рекламы может только монетный двор.
Реалии не так милы, как эти милые старушки с их стряпнёй. Наиболее эффективная реклама - та, которая бьёт одновременно в как можно большее число болевых точек. Та, которая сконструирована с учётом всех особенностей восприятия и ходом мыслей предполагаемой, то есть целевой, аудитории. Где соразмерно цели грамотно подобраны изображения, гамма, лозунги и музыка. Можно называть её как угодно, креативной, альтернативной, гениальной - суть в том, что её задача стоит в том, чтобы не рассказать, что на киевской продаются пирожки, а в том, чтобы убедить вас приехать на киевскую и купить там самый вкусный пирожок, что вам доводилось пробовать. Мера её эффективности, в конечном счёте, заключается в том насколько эффективно она манипулирует сознанием. Можно называть это какими угодно словами, придумывать новые и новые фантики, подходить к этому вопросу со всей гражданской сознательностью и не обманывать потенциальных покупателей, не обещая им то, чего на деле нет. Но базовые вещи, прописные истины, исполнить вы будете обязаны. Иначе грош цена такой рекламе, которая себя не окупает - это рынок. Окупать себя без манипуляций она попросту не может.
В той действительности, где первый будет рекламировать свой продукт, а второй нет - второму можно только посочувствовать. Реклама - двигатель торговли. Сложно сказать, хорошо это или плохо, как оно должно быть "в идеале". Законы о рекламе не запрещают впаривать вам засохшее говно, если вы не выдаёте его за клубничное варенье, и если вы не прибегаете к откровенному мошенничеству. Но и за технологиями манипуляций они не поспевают. Да если на чистоту - такой цели и не ставится. Не стоит себя обманывать.
Где грань дозволенного? Что считать допустимым? Даже ответы на такие мелкие вопросы касательно рекламы попросту невозможно дать без понимания, откуда брать критерии и ориентиры, что хорошо, что плохо, что можно, что нельзя. Их можно назвать философскими, но это уход от ответа. У общества нет мировоззрения, чтобы выводить такие понятия. А поднимать какие-то более серьёзные темы и надеяться получить на них ответы при таком положении дел - просто абсурдно.
У дневника есть телеграм.
https://t.me/liandrinextgen