В пору расцвета античной культуры в Древней Греции возникли интересные философские учения морального характера. В них рассматривался вопрос смысла жизни человека и давались советы, как прожить свою жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Одним из таких учений был гедонизм. Человеком, сформулировавшим его основные положения, является философ Аристипп ( 435—355 гг. до н. э.). Его современниками были софисты и Сократ, у которого он и учился, с которым не одну чашу вина выпил и которому не один спор проиграл (переспорить Сократа было нереально, он умел подводить собеседника к тому выводу, к которому хотел подвести, притом собеседник был уверен, что он сам пришел к нему. Это называется сократический метод - майевтика или диалектика).
Итак, основная идея гедонизма проста как мычание: цель жизни - это получение удовольствия. Жить надо ради получения оного.
Притом под удовольствием Аристипп понимал любой его вид, духовный ли, физический, от еды, от умной беседы, от секса - все одно. Главное - чтобы не было больно. Потому что альтернативой удовольствию является боль.
Свои выводы Аристипп подкреплял размышлениями о том, что мы в процессе познания не получаем самого знания как такового, но имеем дело только с собственным восприятием этого знания. Кстати, много позже примерно то же утверждали сторонники бихевиоризма - популярного направления в психологии.
Так вот, если истинного знания нет в принципе (идея, близкая софистам), то не стоит и волноваться по поводу прошлого и будущего. В них все зыбко. Есть только настоящее, из которого и надо извлекать как можно больше удовольствия и как можно меньше боли.
Позже идею удовольствия как смысла жизни развил Эпикур, однако он четко разделил истинные удовольствия, способствующие счастью, от неистинных, которые приносят только кратковременное удовлетворение, но не счастье в полном смысле слова. О понимании удовольствия Эпикуром я писала тут.
Как философское учение гедонизм слишком прост, даже примитивен, но он дал толчок для дальнейшего рассмотрения проблемы. Уже упоминался Эпикур, а если говорить о более близких нам временах, то от гедонизма в чем-то берет начало утилитаризм Дж. Бентама. Особое развитие гедонистические идеи получили в психологии.
Удовольствие и жизнь - вещи неразрывные. Мы потеряли бы всякое желание жить, если бы не получали самых разнообразных удовольствий, если бы наша жизнь состояла только из пресных событий и страданий. Так что идея Аристиппа имеет под собой основания.
Читайте еще на моем канале: