Конституционный суд Украины отказал в принятии антикоррупционного закона, что ставит под угрозу получение помощи от Международного валютного фонда (МВФ), а также может негативно повлиять на отношения с Евросоюзом и другими западными странами:
https://www.cnbc.com/2019/03/01/ukraine-rows-back-anti-corruption-law-imf-aid-in-jeopardy.html
Согласно отвергнутому закону, нелегальное обогащение должностных лиц стало бы преступным деянием. Украина отказалась от этого, причём решение Конституционного суда не может быть обжаловано.
Принятие антикоррупционного закона было ключевым условием для оказания международной помощи Украине. В том числе условием получения от МВФ помощи в размере 17.5 миллиардов долларов.
Суд постановил, что предложенный вариант антикоррупционной статьи для уголовного кодекса страны не соответствуют принципам права и презумпции невиновности. Критики закона заявили, что «статья о нелегальном обогащении обязывает подозреваемого доказывать легальность происхождения его доходов, тогда как принцип права возлагает бремя доказывания правонарушений исключительно на сторону обвинения».
Объявленная в марте 2015 года четырехлетняя программа помощи от МВФ направлена на стимулирование проблемной экономики и приведения в порядок государственных финансов Украины. Необходимость в помощи возникла после того, как государственный переворот 2014 года и последующие события привели страну в состояние глубокого кризиса.
После некоторой стабилизации ситуации, Украина захотела выйти из программы. Тогда, в декабре 2018 года МВФ и Всемирный банк предоставили Украине 14-месячный резервный механизм помощи — кредит стэнд-бай (по сути, кредитную линию) на сумму 3.9 млрд долларов, чтобы помочь ей удовлетворить свои финансовые нужды и провести реформы.
При этом МВФ вновь настаивал на «дальнейшем прогрессе в антикоррупционных реформах» и «операционализации антикоррупционного суда».
Первый транш этой помощи в размере 1.4 млрд долларов был предоставлен Украине в декабре 2018 года, а судьба следующих траншей будет определена в мае и ноябре 2019 года. Однако после отказа принимать антикоррупционный закон возникает вопрос, а не нарушила ли Украина условия предоставления помощи.
Решение Конституционного суда Украины также поставило под угрозу дальнейшую либерализацию визового режима с Евросоюзом, который также требовал усилить борьбу с коррупцией в стране.
Что весьма неприятно для действующего президента Порошенко, всё это происходит на фоне более пристального международного внимания к Украине в преддверии президентских выборов 31 марта.
На практике решение КС Украины может привести к закрытию расследования не менее 50 случаев предполагаемого незаконного обогащения высших должностных лиц, которые в настоящее время изучаются Национальным антикоррупционным бюро страны (которое само было создано по запросу МВФ). Украинские неправительственные организации, в том числе Центр по борьбе с коррупцией, выразили сожаление по поводу решения Конституционного суда.
Как видно, украинская элита очень не хочет бороться с коррупцией, даже несмотря на свои лозунги о вступлении в ЕС и о том, что «Запад нам поможет».
Однако, скорее всего, в конфликте между украинскими властями и Международным валютным фондом победит МВФ. Для того, чтобы сделать украинским властям очень больно, МВФ достаточно официально пригрозить заморозкой последующих траншей.
С учётом того, что на Украине скоро выборы, в качестве экстраординарной меры воздействия МВФ может разорвать соглашение с Киевом прямо на финишной прямой избирательной кампании&bsp;— и это может сильно повлиять на результат голосования.
Источник изображения, лицензия CC BY 4.0.